Урок "Взаимодействие тел", 7 класс

Щедрина И.В., учитель физики21 Апреля, 2016 16:03

Тема:   Взаимодействие тел

Цели урока:

Образовательные:

-     установить причину изменения скорости тел; дать определение инертности тел и массы; познакомить с единицами измерения массы и со способами измерения массы; научить переводить различные единицы массы в СИ; научить измерять массу тела.    

Развивающие:

-     развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке;  включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления; развивать общие измерительные навыки

Воспитательные:

-   воспитывать культуру работы в группах; формировать научное        мировоззрение; расширять кругозор.

Тип урока:  Урок изучения нового материала

Вид урока:  Смешанный

Оборудование:  две тележки механические с пружиной; нить; спички; две тележки на магнитах; набор грузов; 15 комплектов весов с разновесами и телами для взвешивания; правила взвешивания – 15 шт; карточки самоконтроля- 30 шт.

 План урока:

I.     Организационный момент.

II.   Актуализация

1.  Фронтальная беседа.

Выводы.

III.   Новая тема

1.   Объяснение учителя. 

Выводы.

IV.   Закрепление.

1.   Фронтальная беседа.

Выводы.

2.    Перевод в единицы СИ.

Выводы.

3.    Практическая работа.

Выводы.

V.   Итоги

1.    Самоконтроль.

2.    Домашнее задание.

Ход урока

I.      Орг. момент.

II.  Актуализация.

1.    Фронтальная беседа

  1. Что такое инерция?
  2. Приведите примеры движения тела по инерции.
  3. Какое явление используется при катании детей на самокате?
  4. Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды?
  5. При каком условии скорость тела не меняется?
  6.  Может ли тело само прийти в движение? изменить свою скорость?
  7. Человек ускорил шаг. Какое тело на него действовало?
  8. Что необходимо, что бы тело изменило свою скорость?
  9.  Является ли действие тел односторонним? Или действие тел взаимное?

Выводы

III.         Новая тема.

1.    Объяснение учителя.

a)     Ударьте по столу.  Бьете ВЫ, почему же вам больно?

b)    (сл.2) Почему изменяется скорость мяча?  А мяч действует на ракетку?

c)     (сл.3) Почему изменяется скорость птицы при взлете? А ветка действует на птицу? Птица на ветку?

d)    Приведите пример, когда действие тела носило односторонний характер.

Вывод: (сл.4) Действие тел друг на друга бывает только двусторонним – взаимным.

Эксперимент: тележка с пружиной одна (нет взаимодействия – нет изменения скорости) и две (при взаимодействии скорость тел изменяется)

Причина изменения скорости тела – взаимодействие.

Давайте выясним, какие характеристики тел влияют на изменение скорости тела.

a)     (сл.5) Какие тела взаимодействуют при стрельбе из пушки? Одинаково ли изменяется скорость взаимодействующих тел? У какого тела скорость изменяется больше?

b)    (сл.6) Человек спрыгнул с лодки. Какие тела взаимодействуют? Одинаково ли изменяется скорость взаимодействующих тел? У какого тела скорость изменилась больше?

Вывод: (сл.7) Тела по-разному изменяют свою скорость. Свойство тел сохранять свою скорость называется  инертность.

Эксперимент: Взаимодействие двух тележек разных масс.

Из подобных опытов следует, что необходимо ввести физическую величину, которая характеризовала бы инертность - способность тел изменять свою скорость при взаимодействии. Такой величиной является масса.(сл.8)

Масса - мера инертности тела.

Чем  меньше изменение скорости тела Δv, тем больше масса m – тело более инертно.

 Чем больше изменение скорости тела Δv, тем меньше его масса m – тело менее инертно

Обозначается масса  - m.

(сл.9) Точные измерения показывают, что при взаимодействии тел:

(сл.10) Измеряется масса в  килограммах  -  кг.

             «На   все   времена,    для всех    народов». Под таким девизом  1 августа 1793 года  во Франции проходила  Метрическая конвенция.

За   единицу   массы  –  килограмм   приняли массу 1 дм(1 литр) воды, взятой из реки Сены, при температуре 40 С. К сожалению природный прототип килограмма – вода из Сены не отличалась постоянством. В 1889   году  роль прототипа килограмма была «поручена» цилиндрической гире из платино - иридиевого сплава, а ее 40 точных копий стали международными эталонами.

Две   из  них (№ 12 и № 26) были переданы России. Эталон  № 12   был   принят   в качестве  Государственного первичного  эталона  массы. В настоящее время эталон хранится в институте метрологии  им. Д. И. Менделеева  в Санкт - Петербурге.

Международный эталон массы хранится в Палате мер и весов в городе Севре (Франция).

(сл.11) Внесистемные единицы СИ:

1т = 1000 кг

1ц = 100 кг

1г = 0,001 кг

1мг = 0,000 001 кг.

(сл.12-13) Существует два способа измерения массы – взаимодействием и взвешиванием. Измерение массы правильнее было бы производить взаимодействием с эталоном, но это представляется неудобным. (сл.14) На практике массы определяют взвешиванием, с помощью весов. Весы бывают различные – электронные, безмены, равноплечные и неравноплечные. Самые точные - аптекарские предназначенные для измерения массы лекарств от миллиграмма, есть весы и огромных размеров для взвешивания груженых вагонов. А измерить массы космических тел – планет, Солнца, звезд можно только через взаимодействие их друг с другом. С тем, как устроены весы, и как измерить массу планет мы еще познакомимся в дальнейшем при изучении курса физики.

Выводы.

IV.          Закрепление

1.    Фронтальная беседа.

a)     Что можно сказать о действии тел друг на друга?

b)    Что является причиной изменения скорости тела?

c)     С каким свойством тел познакомились на уроке?

d)    Что такое инертность?

e)     Что характеризует масса?

f)      (сл.15,16) Какое тело более инертно?

g)     Как связаны массы и скорости взаимодействующих тел?

h)    Как обозначается и в каких единицах измеряется масса?

i)       Какие внесистемные единицы знаете?

j)       Как измеряют массу?

Выводы        

2.    Перевод в единицы СИ (работа у доски)

a)     (сл.17)Ученый с  мировым именем  Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу каши в килограммах, переложил ее на тарелку и быстро съел. Сколько  килограмм каши съел ученый с  мировым именем? (Г. Остер)

b)    Переведи в СИ (сл.18,19 )        

350 г =

2850 мг =

0,5 т =

2 ц =

45 г =

1,8 т =

550 мг =

400 г =

0,085 т =

Выводы

3.    Практическая работа. «Измерение массы тела»

    1. ознакомиться с правилами взвешивания.
    2. выполнить по описанию измерение массы вместе с учителем.
    3. измерить массу второго тела самостоятельно.
    4. обсудить результат.

Выводы.

V.   Итоги.

1.     Самоконтроль. (сл.20)

2.    Д/з: § 23 Упр10(1,4,5) (сл.21).


Приложения: