Урок "Обобщающее повторение «Тепловые явления»", 8 класс

Щедрина И.В., учитель физики21 Апреля, 2016 11:31

Тема:   Обобщающее повторение «Тепловые явления»

Цель урока:

- организовать обобщение и систематизацию теоретического материала, анализ и решение задач по теме «Тепловые явления»;

- содействовать развитию критического мышления, навыков анализа решения задач и применения теоретических знаний к решению практических задач;

-  способствовать воспитанию культуры работы в группах, формированию научного мировоззрения.

 Прогнозируемый результат: ученики повторят и систематизируют материал по теме «Тепловые явления»: составят кластер, решат кроссворд, соберут «Пирамиду»; решат 5 качественных задач; найдут и исправят ошибки в решении количественной задачи, обоснуют, аргументируют свое решение; решат самостоятельно количественную задачу; решат 4 тестовых задачи.

Тип урока: урок повторения и обобщения материала.

Вид урока: комбинированный.

План урока. 

I.      Организационный момент.

1.      Деление на 6 групп.

2.      Тренинг «Прогноз».

II.      Этап повторения и систематизации материала.

3.      Постановка целей урока.

4.      Работа в группах:

a.     1 и 2 группа составляют кластер (приложение 2).

b.    3 и 4 группа составляет пирамиду из отдельных частей (приложение 3).

c.     5 и 6 группа решает кроссворд (приложение 4).

III.     Этап решения задач.

5.      «Светофор»: решение качественных задач с рисунками.

6.      Работа в парах «Найди ошибку»: анализ решения, выделение ошибок и аргументация своего решения.

7.      Работа в группах «Карусель»: самостоятельное решение задачи на листе, коррекция, дополнение исправление ошибок в решении других групп.

8.      Диагностический тест.

IV.    Итоги урока.

9.      Подсчет балов в листе самооценки.

10.    Подведение итогов урока  двумя – тремя учениками.

11.    Рефлексия.

V.      Домашнее задание.

Ход урока. 

I.      Организационный момент.

1.      Деление на 6 групп. Ученики при входе в кабинет выбирают   карточку определенного цвета (желтая, оранжевая, голубая, зеленая, синяя, красная). На партах стоят таблички с цветами карточек. Ученики рассаживаются за столы в соответствии с выбранным ими цветом. На столах лежат листы самооценки (приложение 1), с которыми знакомятся ученики. 

2.      Учитель приветствует учащихся, просит подписать листы самоконтроля, предупреждает, что оценивать свою работу ребята будут  в течение всего урока по предложенным критериям. Сообщает «астрологический» прогноз на урок: Те, кто выбрал желтую или оранжевую карточку – сегодня на уроке вы будете неподражаемы, вам все будет удаваться легко, и работа будет приносить вам удовольствие; зеленая и голубая карточка – вы жизнерадостные и общительные, на уроке вы будете успешны; красная – вы звезды сегодняшнего занятия, яркие идеи и превосходный результат вам обеспечены; синяя карточка -  вы умны и изобретательны, обаятельны и привлекательны, сегодня вас ждет успех.

II.      Этап повторения и систематизации материала.

3.      Постановка целей урока (2 мин). Учитель сообщает тему урока и выводит на экран слайд с темой урока на экран. Просит учащихся сформулировать цели урока. Учащиеся формулируют цели урока, которые учитель при необходимости корректирует и выводит на экран слайд с целями урока.

4.      Учитель дает группам задания, которые они должны выполнить за 5 минут.

a.     1 и 2 группа составляют кластер (приложение 2).

b.    3 и 4 группа составляет пирамиду из отдельных частей (приложение 3).

c.     5 и 6 группа решает кроссворд (приложение 4).

Затем одна из пары команд представляет результат, вторая исправляет и  дополняет.

Для  того чтобы классу было видно, что делали другие группы, первая команда работала на передвижной доске, которую после окончания выполнения задания повернули к учащимся. Третья команда собирала пирамиду из больших треугольников на основной доске, закрепляя треугольники магнитами. Пятая команда решала кроссворд на компьютере, затем, решенный кроссворд учитель вывел на экран.  Вторая команда дополняла и исправляла работу первой, четвертая – третьей, шестая – пятой команды. На защиту и дополнение  - по 2 минуты.

III.     Этап решения задач.

5.      «Светофор»(5 минут): учитель задает вопросы (сопровождается иллюстрациями на экране), ученики поднимают красную или зеленую карточку (красная - не могу ответить, зеленая – хочу ответить)

Вопросы:

 Какой сковородой удобнее пользоваться? 

Ответ: Той, у которой есть пластмассовая накладка на ручке, потому что пластик плохой проводник тепла и ручка не будет горячей.

Зачем в южных широтах местные жители во время сильной жары носят тюрбаны (чалму) и ватные халаты?

Ответ: Между волокнами ваты находится воздух. Он плохой проводник тепла. Значит тепло, а в Средней Азии воздух летом прогревается до 45-500С, не проходит через ватный халат, тюрбан.

Почему рыбаки, работающие на парусных судах, предпочитают уходить в море ночью, а возвращаться с ловом днём?

Ответ: ночью дует бриз в сторону моря. Ночью вода остывает медленнее чем суша, теплый воздух над водой поднимается вверх, на его место поступает холодный воздух с суши – ночной бриз. Днем бриз направлен с моря на сушу, так как вода нагревается медленнее, чем суша.

Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает холод?

Ответ: при испарении происходи уменьшение внутренней энергии оставшейся жидкости, т.к. покидают жидкость молекулы с большей кинетической энергией. Т.е. процесс испарения идет с поглощением энергии.

Какой из ежиков среднеазиатский? Почему?

Ответ: Среднеазиатский ежик имеет большие уши. С их поверхности происходит испарение. Так ежик осуществляет терморегуляцию.

6.      Работа в парах «Найди ошибку». Каждой паре учитель раздает листок (приложение 5) с решенной задачей, в которой допущено 4 ошибки (включая недочеты). Необходимо их найти, аргументировать и показать правильное решение. Время работы 5 минут. Всего два варианта задач с ошибками.  По окончании работы,  две команды, справившиеся первыми, защищают свое решение у доски, остальные команды дополняют (по 2 минуты на каждую задачу).

7.      Работа в группах «Карусель». В течение 5 минут учащиеся в группах решают задачу, оформляя ее на листе А4. Через 5 минут группы меняются местами с соседями, оценивают, дополняют,  исправляют их работу в течение 2-х минут, вновь меняются местами с другой группой, повторяют оценивание в течение 1 минуты, возвращаются к своим работам.  Анализируют исправления. Выполняют самопроверку, сравнивая свое решение с решением, предложенным учителем на слайде.

8.      Диагностический тест (4 минуты). Ученики выполняют диагностический тест (приложение 6).  Меняются листочками с соседом по парте и выполняют взаимопроверку теста(1 минута). Правильные ответы выводятся учителем на слайде.

IV.    Итоги урока.

9.      Учитель предлагает подсчитать балы в листе самооценки. По предложенным критериям поставить себе оценку за урок (1-2 мин).

10.    Учитель просит подвести итоги урока: что делали сегодня на уроке? Что было сделано лучше? С какими трудностями столкнулись? Как можно улучшить свою работу? Два - три ученика подводят итог урока (2 мин).

11.    Рефлексия по карточкам.

V.      Домашнее задание: повторить определения и формулы, подготовиться к контрольной работе по теме «Тепловые явления».


Приложения: