28 Мая, 2022
Регистрационное свидетельство
№ 1199-1
Урок "Обобщающее повторение «Тепловые явления»", 8 классТема: Обобщающее повторение «Тепловые явления» Цель урока: - организовать обобщение и систематизацию теоретического материала, анализ и решение задач по теме «Тепловые явления»; - содействовать развитию критического мышления, навыков анализа решения задач и применения теоретических знаний к решению практических задач; - способствовать воспитанию культуры работы в группах, формированию научного мировоззрения. Прогнозируемый результат: ученики повторят и систематизируют материал по теме «Тепловые явления»: составят кластер, решат кроссворд, соберут «Пирамиду»; решат 5 качественных задач; найдут и исправят ошибки в решении количественной задачи, обоснуют, аргументируют свое решение; решат самостоятельно количественную задачу; решат 4 тестовых задачи. Тип урока: урок повторения и обобщения материала. Вид урока: комбинированный. План урока. I. Организационный момент. 1. Деление на 6 групп. 2. Тренинг «Прогноз». II. Этап повторения и систематизации материала. 3. Постановка целей урока. 4. Работа в группах: a. 1 и 2 группа составляют кластер (приложение 2). b. 3 и 4 группа составляет пирамиду из отдельных частей (приложение 3). c. 5 и 6 группа решает кроссворд (приложение 4). III. Этап решения задач. 5. «Светофор»: решение качественных задач с рисунками. 6. Работа в парах «Найди ошибку»: анализ решения, выделение ошибок и аргументация своего решения. 7. Работа в группах «Карусель»: самостоятельное решение задачи на листе, коррекция, дополнение исправление ошибок в решении других групп. 8. Диагностический тест. IV. Итоги урока. 9. Подсчет балов в листе самооценки. 10. Подведение итогов урока двумя – тремя учениками. 11. Рефлексия. V. Домашнее задание. Ход урока. I. Организационный момент. 1. Деление на 6 групп. Ученики при входе в кабинет выбирают карточку определенного цвета (желтая, оранжевая, голубая, зеленая, синяя, красная). На партах стоят таблички с цветами карточек. Ученики рассаживаются за столы в соответствии с выбранным ими цветом. На столах лежат листы самооценки (приложение 1), с которыми знакомятся ученики. 2. Учитель приветствует учащихся, просит подписать листы самоконтроля, предупреждает, что оценивать свою работу ребята будут в течение всего урока по предложенным критериям. Сообщает «астрологический» прогноз на урок: Те, кто выбрал желтую или оранжевую карточку – сегодня на уроке вы будете неподражаемы, вам все будет удаваться легко, и работа будет приносить вам удовольствие; зеленая и голубая карточка – вы жизнерадостные и общительные, на уроке вы будете успешны; красная – вы звезды сегодняшнего занятия, яркие идеи и превосходный результат вам обеспечены; синяя карточка - вы умны и изобретательны, обаятельны и привлекательны, сегодня вас ждет успех. II. Этап повторения и систематизации материала. 3. Постановка целей урока (2 мин). Учитель сообщает тему урока и выводит на экран слайд с темой урока на экран. Просит учащихся сформулировать цели урока. Учащиеся формулируют цели урока, которые учитель при необходимости корректирует и выводит на экран слайд с целями урока. 4. Учитель дает группам задания, которые они должны выполнить за 5 минут. a. 1 и 2 группа составляют кластер (приложение 2). b. 3 и 4 группа составляет пирамиду из отдельных частей (приложение 3). c. 5 и 6 группа решает кроссворд (приложение 4). Затем одна из пары команд представляет результат, вторая исправляет и дополняет. Для того чтобы классу было видно, что делали другие группы, первая команда работала на передвижной доске, которую после окончания выполнения задания повернули к учащимся. Третья команда собирала пирамиду из больших треугольников на основной доске, закрепляя треугольники магнитами. Пятая команда решала кроссворд на компьютере, затем, решенный кроссворд учитель вывел на экран. Вторая команда дополняла и исправляла работу первой, четвертая – третьей, шестая – пятой команды. На защиту и дополнение - по 2 минуты. III. Этап решения задач. 5. «Светофор»(5 минут): учитель задает вопросы (сопровождается иллюстрациями на экране), ученики поднимают красную или зеленую карточку (красная - не могу ответить, зеленая – хочу ответить) Вопросы: Какой сковородой удобнее пользоваться? Ответ: Той, у которой есть пластмассовая накладка на ручке, потому что пластик плохой проводник тепла и ручка не будет горячей. Зачем в южных широтах местные жители во время сильной жары носят тюрбаны (чалму) и ватные халаты? Ответ: Между волокнами ваты находится воздух. Он плохой проводник тепла. Значит тепло, а в Средней Азии воздух летом прогревается до 45-500С, не проходит через ватный халат, тюрбан. Почему рыбаки, работающие на парусных судах, предпочитают уходить в море ночью, а возвращаться с ловом днём? Ответ: ночью дует бриз в сторону моря. Ночью вода остывает медленнее чем суша, теплый воздух над водой поднимается вверх, на его место поступает холодный воздух с суши – ночной бриз. Днем бриз направлен с моря на сушу, так как вода нагревается медленнее, чем суша. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает холод? Ответ: при испарении происходи уменьшение внутренней энергии оставшейся жидкости, т.к. покидают жидкость молекулы с большей кинетической энергией. Т.е. процесс испарения идет с поглощением энергии. Какой из ежиков среднеазиатский? Почему? Ответ: Среднеазиатский ежик имеет большие уши. С их поверхности происходит испарение. Так ежик осуществляет терморегуляцию. 6. Работа в парах «Найди ошибку». Каждой паре учитель раздает листок (приложение 5) с решенной задачей, в которой допущено 4 ошибки (включая недочеты). Необходимо их найти, аргументировать и показать правильное решение. Время работы 5 минут. Всего два варианта задач с ошибками. По окончании работы, две команды, справившиеся первыми, защищают свое решение у доски, остальные команды дополняют (по 2 минуты на каждую задачу). 7. Работа в группах «Карусель». В течение 5 минут учащиеся в группах решают задачу, оформляя ее на листе А4. Через 5 минут группы меняются местами с соседями, оценивают, дополняют, исправляют их работу в течение 2-х минут, вновь меняются местами с другой группой, повторяют оценивание в течение 1 минуты, возвращаются к своим работам. Анализируют исправления. Выполняют самопроверку, сравнивая свое решение с решением, предложенным учителем на слайде. 8. Диагностический тест (4 минуты). Ученики выполняют диагностический тест (приложение 6). Меняются листочками с соседом по парте и выполняют взаимопроверку теста(1 минута). Правильные ответы выводятся учителем на слайде. IV. Итоги урока. 9. Учитель предлагает подсчитать балы в листе самооценки. По предложенным критериям поставить себе оценку за урок (1-2 мин). 10. Учитель просит подвести итоги урока: что делали сегодня на уроке? Что было сделано лучше? С какими трудностями столкнулись? Как можно улучшить свою работу? Два - три ученика подводят итог урока (2 мин). 11. Рефлексия по карточкам. V. Домашнее задание: повторить определения и формулы, подготовиться к контрольной работе по теме «Тепловые явления».
|