Урок "«Закат солнца». Наблюдение природы и природных явлений. Колорит", 2 класс

Шайхеслямова Д.Т., учитель ИЗО21 Января, 2016 11:25

Цель:

1. Обучающая: закрепить знания о жанре пейзажа;

2. Развивающая: продолжить формировать умения и навыки работы с гуашью, акварелью, научить подбирать цвета и различать цветовой тон;

3. Воспитывающая: развивать умения эмоционально воспринимать образ природы, воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе. Прививать учащимся любовь к природе, искусству;

Тип урока: комбинированный.

Прогнозируемый результат: научить детей рисовать закат солнца.

Оборудования урока.  Для учителя: наглядные пособия с изображением заката, презентация, музыка.

Для учащихся: лист А4, акварель, гуашь, мелки, инструкционные карточки.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  3. Постановка цели урока
  4. Изучение нового материала
  5. Практическая работа
  6. Подведение итогов

Ход урока

  1. Встали ровно, прозвенел звонок, начинаем наш урок.
  2. Для начала давайте с вами поиграем в игру «Пятый лишний».

А давайте мы с вами прогуляемся по картинной галерее.  В каждом зале вы должны будете выполнять задание. Вам будет представлено 5 картин, но одна из этих картин лишняя.

(Слайд 3) – Ребята попробуйте определить. (называют номер картины)

– А отставшие картины к какому жанру живописи относятся? (натюрморт)

(Слайд 4) - Посмотрите на картины, назовите лишнюю картину?(называют номер)

– А какой жанр представлен в этом зале? (портрет)

(Слайд 5) - Определите картину которая попала сюда из другого зала? (называют номер, картина исчезает)

- Какой жанр живописи представлен в этом зале? (анимализм – изображение животных)

(Слайд 6) - Определите лишнюю картину? (указывают номер, картина исчезает.)

- А к какому жанру относятся остальные картины? (пейзаж)

Природа радует глаз человека, и если мы будем к ней бережно относится, то мы сможем её сохранить.

И так,  мы завершили экскурсию по картинной галереи. Молодцы вы справились со всеми заданиями.

(Слайд 7) – Но на сегодняшнем уроке мы рассмотрим только один жанр живописи – пейзаж.

ПЕЙЗАЖ (фр. страна, местность),— картина, на которой художник изображает природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

3.  (Слайд 8)

Люблю вечерний я закат
И горизонт с вечерним солнцем,
Где сумерки вечерние таят
Заката краски, теплый свет в оконце,
Иду вечернею порой,
Мгновенью жизни я послушен,
Любуюсь этой красотой,
Мне в этот миг никто не нужен.

 (Слайд 9) Ребята,  вы, наверное, уже догадались, что тема нашего урока «Закат солнца».  Цель нашего урока продолжить знакомство с жанром пейзаж и изобразить закат в разных живописных техниках.

4.  Нарисовать природу можно по- разному, посмотрите на картины.

(Слайд 10)  Картина И.К. Айвазовского «Море. Коктебель»

(Слайд 11) Картина А. Рылова «Закат»

(Слайд  12) Картина А.Куинджи «Закат зимой.  Берез моря»

Если внимательно посмотреть на эти пейзажи, можно увидеть, как красные, малиновые, золотистые, лиловые цвета переливаются по небу, ежеминутно меняясь и создавая новые захватывающие картины.

Можно услышать шум моря, дуновение ветра, пение птиц.

И сейчас мы с вами попробуем изобразить это прекрасное явление природы. Но сделаем не совсем обычным способом. Ведь рисовать можно на чем угодно и чем угодно.

Но для начала давайте с вами вспомним, что такое колорит?

(Слайд 13, 14) Колорит (от лат. Color – цвет, краска) – это гармоничное сочетание цветов. Колорит может быть тёплым или холодным, южным или северным, сдержанный или яркий.

ИГРА «КОЛОРИТ»

Демонстрация карточек, репродукций картин  с тёплым и холодным колоритом. Если тёплый колорит  - ребята хлопают в ладоши, холодный – не хлопают.

 (Слайд 15, 16) Просмотр видеофильма «Акварель в технике «по-сырому»»

5.     Практическая работа (Слайд 17-34)

Мы с вами поделимся на 3 группы.

- Первый ряд будет работать в смешанной технике, пастелью и акварелью;

- Второй ряд будет рисовать в технике «по сырому»;

- Третий в технике «по-сырому» с использованием соли;

Для начала закройте глаза и представьте, что же вы хотите изобразить. (Солнце, море, тёплый колорит и т.д. )

Этапы выполнения работы

Работа в смешанной технике «пастель и акварель».

  1. Делаем набросок простым карандашом. Изображаем линию горизонта, намечаем солнце, деревья, горы и т.д.
  2. Пастелью прорисовываем нижний план, небо не трогаем.
  3. Верхнюю часть листа бумаги смачиваем широкой кистью, но не сильно, а так чтобы был матовый блеск. Стараемся отжимать кисть о края банки. Много воды - плохо, на листе образуются лужицы.
  4. Начинаем писать со светлых оттенков, затем затемняя.
  5. Во время работы следите за чистотой кисти, иначе произойдет ненужное смешение красок. 
  6. Обобщение

Техника «по-сырому» акварелью.

  1. Делаем набросок простым карандашом. Изображаем линию горизонта, намечаем солнце, горы и т.д.
  2. Лист бумаги смачиваем широкой кистью, но не сильно, а так чтобы был матовый блеск. Стараемся отжимать кисть о края банки. Много воды - плохо, на листе образуются лужицы.
  3. Начинаем писать со светлых оттенков, затем затемняя. (Небо)
  4. Во время работы следите за чистотой кисти, иначе произойдет ненужное смешение красок. 
  5. Теперь начинаем раскрашивать море.
  6. Обобщение. Тонкой кистью прорисовываем мелкие детали.

Акварель в технике «по-сырому» с использованием соли.

 1. Делаем набросок простым карандашом. Изображаем линию горизонта, намечаем солнце, деревья, горы и т.д.

  2. Лист бумаги смачиваем широкой кистью, но не сильно, а так чтобы был матовый блеск. Стараемся отжимать кисть о края банки. Много воды - плохо, на листе образуются лужицы.

 3. Начинаем писать со светлых оттенков, затем затемняя.

 4. Пока лист не просох сыпьте соль. Высыхая, соль будет "съедать" цвет акварели, образуя причудливые узоры в виде сверкающих огоньков.

 5. Во время работы следите за чистотой кисти, иначе произойдет ненужное смешение красок. 

 6. Обобщение. Тонкой кистью прорисовываем мелкие детали.

(Слайд 35) ФИЗМИНУТКА

6. Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Молодцы, мы сегодня плодотворно потрудились. Я всем за урок ставлю 5.

А теперь я хочу узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке.

(Слайд 37) Закончите пожалуйста любое предложение.

– Сегодня я узнал…

– У меня получилось…

– Было трудно…

– Меня удивило…

– Было интересно… 

Приложения: