Урок "Толерантность", 10 класс

Дудник И. Д., психолог, учитель самопознания12 Октября, 2011 14:02

Психологический тренинг

для уч-ся 10 классов

«Толерантность»

 Цели:                           

  1. расширить представление уч-ся о понятии толерантность и ее признаках
  2. научить осмысливать сильные и слабые стороны своей личности
  3. формировать позитивное отношение к толерантному поведению

Оборудование:   презентация на интерактивной доске; лист самоанализа на каждого участника; цветные карточки для членов рабочей группы, по зеленой и красной карточке на каждого учащегося.

 Ход тренинга.

I. Вступительное слово психолога.

Мы с вами собрались здесь для того чтобы поговорить о толерантности, выяснить какую личность можно считать толерантной и какое место это понятие должно занимать в нашей жизни.

II. Просмотр видеоролика «Толерантность».

         Речь в нем идет о толерантности в глобальном, мировом масштабе.

         А мы давайте поговорим о толерантности в нашей сфере.

         Для начала выясним что же это такое толерантность?

III. Формирование рабочих групп (фиолетовые и оранжевые карточки.)

Их задача – дать краткое, четкое определение толерантности. Таких определений может быть несколько.

IV. Пока рабочие группы выполняют свои задания, все остальные уч-ся выполняют упражнение «ДА»/«НЕТ» (зеленые и красные карточки)

Инструкция: я читаю утверждения, а вы выражаете своё отношение к ним с помощью карточек, аргументируя свой выбор.

Возможно использовать следующие варианты высказываний-суждений:

  1. Чтобы быть толерантным к людям, нужно принять, прежде всего, себя.
  2. Толерантность – это отказ от собственных интересов ради интересов других.

Толерантность в первую очередь предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон и является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей своей ценности и интересы и готовой, если потребуется их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

  1. Толерантность – это терпимое отношение к людям различных социальных категорий, в том числе: бродягам, преступникам.

В мире существуют группы людей, которые не редко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Здесь снова встает вопрос: «Должна ли толерантность быть безграничной, а мы терпимыми и снисходительными?». Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению?

  1. К наличию «инаковости» (нетрадиционная сексуальная ориентация, другой цвет кожи, национальность и т.д.) я отношусь терпимо, но не желал бы этого в своей семье или у близких людей.

Принятие других возможно только при условии принятии себя через взаимодействие с другими.

Герой фильма «Доживем до понедельника» писал в сочинении: «Счастье – это когда тебя понимают». Что может быть дороже сознания, что ты нужен, необходим другим людям? Слово «счастье» в древности звучало как «со-счастье», т.е соучастие твое в делах, бедах, радостях других людей, а этих других в твоих собственных. Однако для того, чтобы достичь такого соучастия нужно, как минимум, понимать самого себя.

V. Прослушивание рабочих групп с последовательной проверкой на и/а доске

 image1 

VI. Работа со схемой «Жизненная позиция».

      Нужно выделить два типа жизненной позиции.

 image2Итак, толерантность проявится как следствие нормальной жизненной позиции, но будет невозможна, вследствие жизненной позиции «РАЗРУШИТЕЛЬ» или затруднена, вследствие позиции «ОТЧУЖДЕННЫЙ», а, проявляясь при жизненной позиции «СИМБИОТИЧЕКОГО», она может подвергать опасности ее носителя. Существует вполне закономерная связь между уверенностью и толерантностью. Увеличение степени тревожности служит серьезным фактором, снижающим степень конструктивной толерантности.

VII. Самоанализ на карточках.

Инструкция: С начала в колонке «А»  поставьте «+» напротив трех черт, которые, по вашему мнению, у Вас наиболее выражены; «0» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наименее выражены. Затем в колонке «Б» поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у Вас и о результатах никто не узнает, поэтому Вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь.

  image3

VIII. Совместный портрет толерантного человека (один уч-ся пишет       результаты на и/а доске).

         Психолог спрашивает по каждому качеству и считает карточки.

Подводятся итоги: Толерантный человек должен обладать следующими   качествами (по преобладанию голосов)

Соотнесите эти качества с нашим обобщенным портретом. Наверное, есть над чем задуматься и над чем поработать.

IX. Подведение итогов: (работают красными «НЕТ» и зелеными «ДА» карточками).

  • Нужна ли толерантность в нашей повседневной жизни?
  • А в семейной жизни нужна толерантность?
  • А в школе?
  • Считаете ли Вы себя толерантным человеком?