Урок "Музыкальное путешествие", 1 класс

Фирсов А.А., учитель музыки5 Февраля, 2016 11:05

Цель урока: Познакомить  учащихся  с  основными  ступенями  звукоряда.

Задачи:

  • образовательная – формирование  музыкальных  знаний, умений  и  навыков;
  • развивающая – создать условия для развития положительной эмоционально – нравственной  сферы  учащихся;
  • воспитательная – способствовать воспитанию  любви  и  интереса  к  музыке.

   Тип урока: комбинированный

  Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, mp3 файлы песен,                           аудио колонка,  карточки-нотный стан.

План урока:

I. Приветствие

II. Организационный момент (создание позитивного настроя, благоприятной психологической и деловой  обстановки)

III. Повторение пройденного материала (вопросно-ответная беседа)

IV. Работа по теме урока

  1. Повторение ранее изученной песни
  2. Объяснение учителя
  3. Показ презентации
  4. Исполнение песни
  5. Физминутка
  6. Работа с карточками
  7. Разгадывание ребусов
  8. Просмотр видеоролика

V. Закрепление (вопросно-ответная беседа)

VI. Итог урока.  Выставление оценок

Ход урока:

I. Приветствие.

II. Организационный момент.

III. Повторение пройденного материала

IV. Работа по теме урока

      Сегодня  на  уроке  нам  предстоит  побывать  в  волшебном  и  удивительном  мире  звуков. Мы  с  вами  отправимся  в  чудесный,  музыкальный, сказочный  Звон – город. А  чтобы поднять настроение, мы вспомним и споём с вами песню «Чему учат в школе».

Исполнение песни «Чему учат в школе» 

Как я уже сказал город этот сказочный, а я знаю,  что вы очень любите сказки, поэтому сейчас послушайте очень удивительную и интересную сказку!

Давным – давно  звонкие  нотки, которых называли «звоники» - потому что были очень звонкими, бродили по всему свету, не было у них ни своей страны, ни своего города и даже своего дома у них не было,  и решили они собраться все вместе и  построить  себе  город. Все  долго  думали, не  зная, как  приступить  к  работе  и  начали  строительство  города…    с  городской  стены. Работа  шла  дружно  и  быстро, часто  звучали  песни. Стена  получилась  прочная  и  красивая, а  по  обеим  сторонам  ворот  стали  две  башни, похожие  на  шахматные  фигуры. Самого главного звоника звали ДО. Когда  строительство  стены  подошло  к  концу, звоник  ДО  выстроил  пятиэтажный  дом  из  пяти  линеек  и  назвал  его  НОТНЫЙ  СТАН, а  ключ  от этого  дома  был  не  простой, а  СКРИПИЧНЫЙ.

–  Пожалуйста, заходите  и  отдыхайте,  – приглашал  ДО  проходящих  мимо  звоников.

–  Вот  только, чтобы  я  мог  разместить  вас, мне  надо  знать, как  звучат  ваши имена, а  то  мы  внешне  такие  все  одинаковые, что  совсем  не  отличаемся  друг  от друга, пока  молчим.

–  Да, мы  отличаемся  только  звучанием  своих  имён, – согласились  звоники. 

–  Тогда  давайте,  при  встрече  с  друг  другом мы  будем  здороваться, будем  петь свои  имена,  – предложил  кто-то  из  звоников  и  все  согласились.

      Встречались  звоники  часто, их  было  много,  и  имя  своё  им  приходилось  петь  на  каждом  шагу. Город  зазвенел. Вот  тогда  и  дали  ему  название:  Звон – город.

      Звоник  ДО  стоял  у  входа  в  дом, когда  к  нему  подошел  первый  звоник – «Ми-и»,  – пропел  он.

– Ребята, давайте  вместе  пропоём  имя  звоника.

– До-о,  – ответил  До.

– Твоё  имя  звучит  выше  моего, но  немного, сказал ему До. Ты, пожалуй, займи  место  не  слишком  далеко  от  меня. Будешь  мне  помогать?

– Конечно, До. 

      Ми  был  очень рад,  что сам  хозяин  дома  назначил  его  своим  помощником. Он  сделал  так, как  посоветовал  ему  До  и  поселился  на  первом  этаже, чтобы  быть  ближе  к  нему  так, как  До  стоял  на  земле.

– Фа-а,  – снова  зазвучало  около  До.

   Можно  я  буду  жить  с  вами?

– Мы  всем  рады! – ответил  До – Ми  о  тебе  позаботится, ведь  твоё  имя  немного 

   выше, чем  у  него. Вы  с  ним  самые  близкие  соседи.

– Иди  сюда, Фа, твоё  имя  выше  моего, поэтому  занимай  место  повыше, - сказал  Ми

– Со-оль, – пропел  подошедший  звоник – Где  я  буду  жить?

       Звоник  Соль  держался  с  достоинством. Он был очень статный и вежливый, он терпеливо и спокойно  ждал.

– Твоё  имя  звучит  выше  Фа. Занимай  место  на  втором  этаже, будешь  хранителем скрипичного  ключа, его  даже  иногда  называют  ключ  «Соль».

    Когда  к  До  подошел  звоник  Ля, третий  этаж  уже  был  занят, там  поселился  звоник  Си. Поэтому  Ля  разместился  между  вторым  и  третьим  этажом, ведь  его  имя  звучало  выше  Соль  и  ниже  Си. Ля  не  обиделся, он  всегда  был  весел  и  общителен.

 Но  тут  прозвучало  новое  имя:

– Ре-е, – звоник  Ре  нерешительно  остановился  около  До.

– Ну  что, малыш! Твоё  имя  звучит  чуть  выше  моего, значит  и  жить  ты  будешь  рядом  со  мной. Вот  только  места  я  не  оставил… Придётся  тебе  жить  под  первым  этажом, – сказал  До.

– А  ты  где  будешь  жить? – заволновался  звоник  Ре.

– Ну, а  я  поживу  пока  в  подвале, на  добавочной  линейке.

      Когда  все  звоники  заселились, получился  музыкальный  дом, давайте  послушаем  как  он  зазвучал (учитель  пропевает  звукоряд: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до).

      А  теперь  вы  вместе  со  мной  пропойте  имена  нот – звоников  живущих  в  этом  доме.

С  появлением  звоника  Ре  жизнь  в  доме  закипела, звоники  пели  песни, играли  в  игры  и  в  одну  такую  игру  они  предлагают  поиграть  и  нам.

«Запрещённая нота»

Перед началом игры выбирается запрещённая нота. Например: «ми». На доске, на нотном стане написана гамма /от До до До/. Учитель показывает на любую ноту. Учащиеся называют эту ноту и хлопают. Если учитель укажет на запрещённую ноту, ученики молчат. Если кто-то случайно хлопнет или выкрикнет, то данному ряду, где сидит зевака, приписывается штрафное очко. Выигрывает ряд, который получит меньше штрафных очков. Игру можно проводить под музыку. В данном варианте ребята всё время хлопают. Но как только учитель укажет на запрещённую ноту, ребята перестают хлопать. Игра развивает внимание, умение следить за игрой.

      Сегодня  мы  с  вами  познакомились  с  нотами, которые  существуют  в  музыке, а  пять  линеечек – этажей  в  доме, на  которых  живут  ноты – звоники, называются  нотным  станом.

      У  меня  для  вас  есть  ещё  один  сюрприз. Я  вам  приготовил  песню, в  которой  вы  услышите  обо  всех  нотках, с  которыми  мы  сегодня  с  вами  познакомились, называется  она  «До – ре – ми».

 Исполнение песни «До – ре – ми»

А теперь немного освободимся и все вместе сделаем перерыв  под нашу любимую Зверобику!!!

Физминутка

А сейчас вы возьмете в руки карточки, на которых расположен нотный стан и изобразите на нем ноты в том порядке, в каком они изображены на доске, вы разукрасите цветными карандашами их в цвета радуги, а затем подпишите каждую ноту.

Работа с карточками

А вы знаете что такое ребус? А любите ли вы разгадывать ребусы?

Разгадывание ребусов.

К нам в гости пришли два хороших друга Пинги и Крокки. Они тоже хотят рассказать нам про нотки.

Просмотр видеоролика.

V. Закрепление:

      Вот  и  закончилось  наше  путешествие  в  Звон – город. Там  мы  познакомились  с  нотами – звониками. Давайте вместе  споём  их  имена.

– Как  называется  домик  ноток – звоников? (нотный  стан).

– Каким  ключом  открывают  они  свой  дом? (скрипичным  или  ключом  ноты  Соль).

На каком этаже живет нота соль? 

VI. Итог урока. Выставление оценок

Приложения: