Урок "В. Голявкин «Путешественник»", 2 класс

21 Октября, 2014 10:23

Тема: «В. Голявкин «Путешественник».

Цель: ознакомление с произведением В. Голявкина «Путешественник», формирование умения работать с содержанием произведения.

Задачи: 1. Познакомить с биографией писателя, разобрать содержание произведения.

2. Развивать  умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; развивать память,  воображение, мышление в процессе наблюдения; навык беглого, выразительного чтения.

3. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность.

Тип урока: изучение нового.

Методы урока: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.

Ход урока

I.  Организационный момент.

Хорошая книга — мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей я жить не могу!

II.  Проверка домашнего задания.

    1. С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (Борис Житков «Как слон спас хозяина от тигра»)
    2. Что можете рассказать об авторе?  (Русский писатель, педагог, путешественник и исследователь.  Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных.

  Борис Житков родился 30 августа 1882 г. в Новгороде; его отец был преподавателем математики в институте, мать — пианистка. Детство провел в Одессе. Получил начальное домашнее образование, затем окончил гимназию. После гимназии поступил на естественное отделение Новороссийского университета. После университета сделал карьеру моряка и освоил несколько других профессий. Работал штурманом на парусном судне, был капитаном научно-исследовательского судна, преподавателем физики и черчения, руководителем технического училища, путешественником.

  1. Что вам больше всего понравилось в этом рассказе?
  2. Чему научил нас этот рассказ?

III. Новая тема.

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с новым автором и его произведением. Если мы ответим на несколько вопросов, то по первым буквам наших ответов узнаем фамилию автора произведения.

1. Птица, которая в рассказе Михаила Михаиловича Пришвина заговорила. (грач)

2. Изображение, когда предметы, явления природы, растения и животные наделяются человеческими качествами – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. (олицитворение)

3.Хитрая героиня в сказках  о животных. (лиса)

4.Фамилия автора произведения «Первый снег», героями которого были мумии – тролли. (Янссон)

5.Механик в произведении Николая Николаевича Носова про Незнайку. (Винтик)

6.Фамилия автора рассказа «Как слона лечили». (Виталий Титович Коржиков)

7.А как звали доктора, который вылечил слона?  (Исаак)

8.Последняя буква в фамилии поэта, который написал стихотворение «Вот север тучи нагоняя…» (Пушкин)

Вот  мы и узнали фамилию детского писателя,  с которым будем сегодня знакомиться.

Посмотрите на экран. Знакомство с биографией автора.

Подготовка к восприятию.

Чтение названия в книге.

- Как вы думаете, о чём может быть написано в этом рассказе?

- Какие ассоциации у вас вызывает слово путешественник?

Словарная работа.

Путешественник - человек, совершающий путешествие.

 Антарктида - континент, расположенный на самом юге Земли.

 Радио - способ передачи информации на расстоянии посредством радиоволн.

 Перрон - укреплённая платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов.

Проводник - железнодорожный служащий, сопровождающий пассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров.

Знакомство с произведением.

Чтение учителя и хорошо читающего ученика.

Проверка первичного восприятия текста.

- К какому жанру относится это произведение?  (Рассказ)

 Ученик дает понятие рассказу. Рассказ – это небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.

- Куда собрался автор рассказа?

- Почему именно туда?

- С какой целью он туда поехал?

- Что значит фраза «закалять характер»?

- Что мальчик взял с собой в дорогу?

- На чем отправился он в путь?

- Кого мальчик встретил в вагоне?

- Удалось ли ему попасть в Антарктиду?

- Почему все, кто ехал вместе с мальчиком в купе, долго смеялись над его словами?

- Сейчас попробуем разбить текст на три части.

- О чем пойдет речь в первой части? Второй? Третьей?

- Придумайте название к каждой части.

Чтение первой части по цепочке.

Чтение второй части по ролям. (Сопровождение звука поезда).

Чтение третьей части по хлопку.

IV. Физминутка.

V. Работа по иллюстрации.

- Кого вы видите на иллюстрации?

- Какое время года?

- Найдите в тексте предложения, которые относятся к данной иллюстрации.

На экране иллюстрация. Прочитать отрывок.

- А какую иллюстрацию к этому произведению нарисовали бы вы?

Выборочное чтение.

- Отрывок как мальчик собирался в дорогу.

- Чувства мальчика, когда тронулся поезд.

- Найдите и прочитайте в тексте момент, когда над мальчиком все начали смеяться.

- Прочитайте самый смешной отрывок.

- Встретилось ли в тексте олицетворение?

VI. Итоги урока

Выставление оценок с комментированием.

VII. Д/З

Игра «Древо мудрости».

- Каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту. Крепит ее к дереву (картинка).

- На следующем уроке мы будем отвечать на вопросы. Подготовиться.

Приложения: