26 Мая, 2022
Регистрационное свидетельство
№ 1199-1
Урок "Буква ь. Строчная буква ь", 1 классЦель: Обучающая: Дать понятие о правильном употреблении Ь знака в словах, его значении для образования слов. Отрабатывать навыки красивого грамотного письма. Развивающая: Способствовать развитию внимания, логического мышления; умение работать над предложением, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать интерес, положительную мотивацию к предмету. Воспитывающая: Воспитывать любознательность, интерес к окружающей природе. Тип урока: урок Вид урока: урок-путешествие Прогнозируемый результат: умение правильно употреблять мягкий знак в словах Используемые технологии: проблемная, развивающая, здоровьесберегающая Оборудование: слайдовая презентация, учебник, прописи, тексты на индивидуальных листочках. ПЛАН УРОКА: 1. Орг. момент. 2. Сообщение темы урока. 3. Актуализация опорных знаний. 4. Игра «Соберём грибы». 5. Работа над подбором слов с Ь – показателем мягкости согласного. 6. Звукобуквенный анализ слова ЯСЕНЬ 7. Работа в Прописи. 8. Работа над деформированным предложением. 9. Физминутка 10. Работа над текстом 11. Подведение итога урока. ХОД УРОКА: 1. Орг. момент. 2. Сообщение темы урока. (СЛАЙД 1) 3. Актуализация опорных знаний. - Мы отправимся в волшебный лес, где встречать нас будут необычные цветы, грибы, животные и птицы. (В это время звучат «звуки леса»: голоса птиц, шелест деревьев, журчание ручья) - Какой это лес? Почему? (осенний , в слове осень – пишется мягкий знак) (СЛАЙД 2) - Соберём осенние листья, разложим их в разные корзинки. – Сколько гласных букв в алфавите? (10) А звуков? (6) - Что вы можете сказать об оставшихся 4 гласных? (хитрые) - Когда «хитрые гласные» обозначают 2 звука? - На какие 2 группы делятся согласные? (звонкие и глухие) - Какими они могут быть? (парными и непарными) - Назовите НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ (ГЛУХИЕ) согласные. - Какие согласные обозначают всегда ТВЁРДЫЙ (МЯГКИЙ) звук? - ПОЧЕМУ Ь НЕ ПОЛОЖИЛИ НИ В ОДНУ КОРЗИНКУ? - Какой звук он обозначает? Какую роль играет? (обозначает мягкость согласного) Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. 4. Игра «Соберём грибы». (СЛАЙД 3) - Будем собирать не все грибы, а только те, которые являются лишними. А Н Т – СРЕДИ СОГЛАСНЫХ ГЛАСНАЯ У Ы Г – СРЕДИ ГЛАСНЫХ СОГЛАСНАЯ И Е Я – СРЕДИ ХИТРЫХ ГЛАСНЫХ БУКВ ГЛАСНЫЙ, ОБОЗНАЧАЮЩИЙ 1 ЗВУК Б Д С – СРЕДИ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ГЛУХОЙ Р В М – СРЕДИ ЗВОНКИХ НЕПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ ПАРНЫЙ Ж Ш Й – СРЕДИ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ МЯГКИЙ 5. Работа над подбором слов с Ь – показателем мягкости согласного. – Выйдем на лесную полянку и постараемся назвать как можно больше слов с Ь. (СЛАЙД 4) Тополь, ольха, ель, колокольчики, васильки, медведь, рысь, олень, глухарь, окунь, камень, пень. - Во всех словах Ь стоит в конце слов? - В каких словах Ь пишется в середине слов? - Верно ли, что во всех этих словах букв больше, чем звуков? - Кто увидел «лишнее слово»? Почему? (ель – в нём 3 буквы, 3 звука) - Назовите слова, состоящие из 1, 2, 3, 4, 5 слогов. – В каких словах первый слог ударный? - Назовите одушевлённые имена существительные. Неодушевлённые. 6. Звукобуквенный анализ слова ЯСЕНЬ. (СЛАЙД 5) - Вы узнали, что это за дерево. Если нет, то попробуйте собрать название этого дерева из данных букв: НЕЯСЬ - ЯСЕНЬ. – Выберите подходящую схему. Сколько звуков в слове ясень? 4? 5? 6? Закрашивание схему. Проговаривание характеристики звуков. 7. Работа в Прописи. Минутка красивого письма. (СЛАЙД 6) Любой путешественник берёт с собой «Дневник наблюдений». Вот и сейчас ваша Пропись будет для вас «Дневником наблюдений». И коли мы с вами работаем над буквой Ь, то и в минутке красивого письма её пропишем. С СЬ - Давайте в свои «Дневники наблюдений запишем то, что видели. Но для начала вспомним правила написания предложений: Слова в предложении пишутся отдельно. Начало предложений пишем с большой буквы. В конце предложений ставится точка. В реке плавает окунь. На дереве сидит рысь. 8. Работа над деформированным предложением. - Ответьте на вопрос в Прописи: Кто живёт в лесу? ЛОСЬ. (СЛАЙД 7) - Что вы знаете о лосе? Лось – это дикое животное, которое живёт в лесах. Длина тела достигает 3 м, 250 – 570 кг. Самцы имеют рога. Животные хорошо приспособлены к морозным снежным зимам. Тело их покрыто шерстью. Лоси держатся поодиночке или группами. Кормятся травами, древесно-кустарниковыми растениями, лишайниками и грибами. Для молодых лосей – опасны волки, медведи. А взрослые могут за себя постоять. Их копыта – грозное оружие. Кроме того, лоси – отличные пловцы, могут и нырять, оставаясь под водой около минуты. - Составьте предложение из слов: Лесную, на , вышел, огромный, тропинку, лось. По лесной тропинке важно шагал молодой лось. - Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. 9. Физминутка. (СЛАЙД 8) Мишки по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Чудеса у нас на свете? Мишки топают, как дети, Чешут спиночки друг дружке Косолапые зверушки. А потом идут гурьбой Косолапые домой. 10. Работа над текстом. (СЛАЙД 9) - Чтобы узнать, о ком мы будем читать, надо отгадать ребус. СВ-ИРИС-Т-ЕЛЬ - Кто знает, как выглядит свиристель? (показ картинки) - Послушайте, как он поёт. (звучит запись). - Прочитайте текст о свиристеле. (СЛАЙД 10) Чтение текста о свиристеле. – Найдите в тексте слова, которые рассказывают, как поёт свиристель. – Найдите описание свиристеля. – Чем свиристель питается? - Как вы думаете, почему свиристеля так назвали? 11.– Каких вы знаете птиц, в названии которых пишем Ь? (СЛАЙД 11) Голубь, снегирь, лебедь, выпь. 12. Подведение итога урока. – Над какой буквой работали сегодня на уроке? - Какую роль он играет в словах? Каково его значение? - Если в слове пишется Ь, то чего больше будет в этом слове: звуков или букв? - Что для вас сегодня показалось сложным? Интересным? - Выразите своё настроение в виде солнышек или тучек. Удалась ли вам работа или нет? Комментирование домашнего задания: чтение текста о свиристеле |