Урок "Буква ь. Строчная буква ь", 1 класс

Пименова Т.В., учитель начальных классов20 Октября, 2015 12:34

 Цель:

Обучающая:

Дать понятие о правильном употреблении Ь знака в словах, его значении для образования слов.

Отрабатывать навыки красивого грамотного письма.

Развивающая:

Способствовать развитию внимания, логического мышления; умение работать над предложением, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать интерес, положительную  мотивацию к предмету.

Воспитывающая:

Воспитывать любознательность, интерес к окружающей природе.

Тип урока: урок 

Вид урока: урок-путешествие

Прогнозируемый результат: умение правильно употреблять мягкий знак в словах

Используемые технологии:  проблемная, развивающая, здоровьесберегающая

Оборудование:  слайдовая презентация, учебник, прописи, тексты на индивидуальных листочках.

ПЛАН УРОКА:

1.      Орг. момент.

2.      Сообщение темы урока.

3.      Актуализация опорных знаний.

4.      Игра «Соберём грибы».

5.    Работа над подбором слов с Ь – показателем мягкости согласного.

6.      Звукобуквенный анализ слова ЯСЕНЬ

7.      Работа в Прописи.

8.      Работа над деформированным предложением.

9.      Физминутка

10.    Работа над текстом

11.    Подведение итога урока. 

ХОД УРОКА:

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока.  (СЛАЙД 1)

3. Актуализация опорных знаний.

- Мы отправимся в волшебный лес, где встречать нас будут необычные цветы, грибы, животные и птицы.

(В это время звучат «звуки леса»: голоса птиц, шелест деревьев, журчание ручья)

- Какой это лес? Почему?  (осенний , в слове осень – пишется мягкий знак)  (СЛАЙД 2)

- Соберём осенние листья, разложим их в разные корзинки.

– Сколько гласных букв  в алфавите? (10)  А звуков?   (6)

- Что вы можете сказать об оставшихся 4 гласных?  (хитрые)

- Когда «хитрые гласные» обозначают 2 звука?

- На какие 2 группы делятся согласные?  (звонкие и глухие)

- Какими они могут быть?   (парными и непарными)

- Назовите НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ (ГЛУХИЕ) согласные.

- Какие согласные обозначают всегда ТВЁРДЫЙ (МЯГКИЙ) звук?

- ПОЧЕМУ Ь НЕ ПОЛОЖИЛИ НИ В ОДНУ КОРЗИНКУ?

- Какой звук он обозначает?  Какую роль играет?  (обозначает мягкость согласного)

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

4. Игра «Соберём грибы».  (СЛАЙД 3)

- Будем собирать не все грибы, а только те, которые являются лишними.

А Н Т –  СРЕДИ СОГЛАСНЫХ  ГЛАСНАЯ

У Ы Г – СРЕДИ ГЛАСНЫХ СОГЛАСНАЯ

И Е Я – СРЕДИ ХИТРЫХ ГЛАСНЫХ БУКВ ГЛАСНЫЙ, ОБОЗНАЧАЮЩИЙ 1 ЗВУК

Б Д С – СРЕДИ ЗВОНКИХ СОГЛАСНЫХ ГЛУХОЙ

Р В М – СРЕДИ ЗВОНКИХ НЕПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ ПАРНЫЙ

Ж Ш Й – СРЕДИ ТВЁРДЫХ СОГЛАСНЫХ МЯГКИЙ

5. Работа над подбором слов с Ь – показателем мягкости согласного.

– Выйдем на лесную полянку и постараемся назвать как можно больше слов с Ь. (СЛАЙД 4)

Тополь, ольха, ель, колокольчики, васильки, медведь, рысь, олень, глухарь, окунь, камень, пень.

- Во всех  словах Ь стоит в конце слов?

- В каких словах Ь пишется в середине слов?

- Верно ли, что во всех этих словах букв больше, чем звуков?

- Кто увидел «лишнее слово»? Почему? (ель – в нём 3 буквы, 3 звука)

- Назовите слова, состоящие из 1, 2, 3, 4, 5 слогов.

– В каких словах первый слог ударный?

- Назовите одушевлённые имена существительные. Неодушевлённые.

6. Звукобуквенный анализ слова ЯСЕНЬ. (СЛАЙД 5)

- Вы узнали, что это за дерево. Если нет, то попробуйте собрать название этого дерева из данных букв: НЕЯСЬ  -  ЯСЕНЬ.

– Выберите подходящую схему. Сколько звуков в слове  ясень?  4? 5? 6?

Закрашивание схему. Проговаривание характеристики звуков.

7. Работа в Прописи. Минутка красивого письма. (СЛАЙД 6)

Любой путешественник берёт с собой «Дневник наблюдений». Вот и сейчас ваша Пропись будет для вас «Дневником наблюдений». И коли мы с вами работаем над буквой Ь, то и в минутке красивого письма её пропишем. С  СЬ 

- Давайте в свои «Дневники наблюдений запишем то, что видели.  Но для начала вспомним правила написания предложений:

Слова в предложении пишутся отдельно. Начало предложений пишем с большой буквы. В конце предложений ставится точка.

В реке плавает окунь.

На дереве сидит рысь.

8. Работа над деформированным предложением.

- Ответьте на вопрос в Прописи: Кто живёт в лесу? ЛОСЬ. (СЛАЙД 7)

- Что вы знаете о лосе?

Лось – это дикое животное, которое живёт в лесах. Длина тела достигает 3 м, 250 – 570 кг. Самцы имеют   рога. Животные хорошо приспособлены к морозным снежным зимам. Тело их покрыто шерстью. Лоси держатся поодиночке или группами. Кормятся травами, древесно-кустарниковыми растениями, лишайниками и грибами. Для молодых лосей – опасны волки, медведи. А взрослые могут за себя постоять. Их копыта – грозное оружие. Кроме того, лоси – отличные пловцы, могут и нырять, оставаясь под водой около минуты.

- Составьте предложение из слов:  Лесную, на , вышел, огромный, тропинку, лось.

По лесной тропинке важно шагал  молодой  лось.

- Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

9. Физминутка.  (СЛАЙД 8)

Мишки по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете?

Мишки топают, как дети,

Чешут спиночки друг дружке

Косолапые зверушки.

А потом идут гурьбой

Косолапые домой.

10. Работа над текстом.  (СЛАЙД 9)

- Чтобы узнать, о ком мы будем читать, надо отгадать ребус. СВ-ИРИС-Т-ЕЛЬ

- Кто знает, как выглядит свиристель? (показ картинки)

- Послушайте, как он поёт. (звучит запись).

- Прочитайте текст о свиристеле. (СЛАЙД  10)

Чтение текста о свиристеле.

– Найдите в тексте слова, которые рассказывают, как поёт свиристель.

– Найдите описание свиристеля.

– Чем свиристель питается?

- Как вы думаете, почему свиристеля так назвали?

11.– Каких вы знаете птиц, в названии которых пишем Ь? (СЛАЙД 11)

Голубь, снегирь, лебедь, выпь.

12.  Подведение итога урока.

– Над какой буквой работали сегодня на уроке?

- Какую роль он играет  в словах? Каково его значение?

- Если в слове пишется Ь, то чего больше будет в этом слове: звуков или букв?

- Что для вас сегодня показалось сложным?  Интересным?

- Выразите своё настроение в виде солнышек или тучек. Удалась ли вам работа или нет?

Комментирование домашнего задания:  чтение текста о свиристеле