Урок "Размножение растений", 2 класс

Гильмутдинова Н.В., учитель начальных классов22 Октября, 2014 13:36

Тема: Размножение растений.

Цели: Дать учащимся представление о вегетативном размножении растений (с помощью корня, стебля, луковиц, клубней, листьев).  Развивать логическое мышление, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Пополнять словарный запас учащихся («усики», «глазки», черенок, укоренение, придаточные корни, розетки листьев). Осуществлять межпредметную связь (познание мира – русский язык - математика)

Воспитывать бережное отношение к растениям, навыки аккуратности, ответственности, товарищества.

Тип урока: комбинированный

Прогнозируемый результат: знать о способах размножения растений, уметь применять их в жизни.

ХОД УРОКА:

I.    Оргмомент

II.   Повторение изученного материала.

  1. Вопросно – ответная беседа

- Назовите признаки жизни растений.

- Назовите условия, необходимые для жизни растений.

- Какие части растения вы знаете?

- На какие группы делятся растения?

- Что такое дерево?

- На какие группы делятся деревья? Чем они отличаются?

- Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья.

- Чем кустарник отличается от дерева?

- Какие кустарники вам известны?

- Что можете сообщить о травянистых растениях?

- Перечислите травянистые растения.

III.     Работа по теме урока

1.  Размножение семенами. СЛАЙД № 1

Чтобы вырастить овощи, зерно, фасоль или горох, человек высаживает в почву семена. Семена растения сеют весной, когда земля ещё сырая, но уже хорошо прогрета солнцем. Перед посевом землю вспахивают. Из семени, попавшего в почву, вырастает новое растение. Таким образом, продолжается жизнь растений.

учитель показывает семена различных растений,

 учащиеся рассматривают проросшие семена фасоли

-Почему у семени, которое начало прорастать, первым появляется росток с корешком, а потом проросток с листочками?

 (уч-ся записывают в тетради 1 способ размножения растений - семенами)

2.  Размножение клубнями. СЛАЙД № 2

Разгадывание загадки:

                   Что копали из земли, жарили, варили?
                   Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
                                                                                            (Картошку)

Как же размножается картофель?

 (учитель разрезает клубень, обращает внимание на то, что семян нет)

 Растения размножаются не только семенами. Картофель размножается клубнем. У клубня картофеля есть почки – «ГЛАЗКИ».

(рассматривание картофелин)

 Из части клубня с таким «глазком» может вырасти картофельный куст. Весной картофельные клубни высаживают в почву. Из каждого клубня вырастает куст, с которого собирают урожай около двадцати новых клубней.

Клубнями размножаются георгины.

(уч-ся записывают в тетради 2 способ размножения растений - клубнями)

Учитель показывает карточку со словом «ГЛА…КИ».

- Какая буква пропущена в слове? На какое правило? Подберите проверочное слово.

3.  Размножение луковицами. СЛАЙД № 3

               Сидит дед, во сто шуб одет,
              Кто его раздевает,
              Тот слезы проливает.  
                                                       (Лук)

- У лука тоже нет семян. Лук, чеснок, тюльпаны, гладиолусы размножаются луковицами. Лук и тюльпаны высаживают целыми луковицами.  У головки чеснока отделяют дольки, которые называют «зубчиками» и рассаживают. Из каждой дольки вырастает новая луковица чеснока.

(уч-ся записывают в тетради 3 способ размножения растений - луковицами)

Учитель показывает карточки со словами «ЛУ…», «ЧЕСНО…», «Г..ЛО…КА», «ЗУ…ЧИК»

- Назовите орфограмму. Подберите проверочные слова.

4.  Размножение корневищем. СЛАЙД № 4

Оно внешне напоминает корень. Отличие в том, что у него вырастают дополнительные корни и почки. Если кусочек корневища с почкой посадить в почву, то вырастет новое самостоятельное растение. (Ландыш, пион)

 (уч-ся записывают в тетради 4 способ размножения растений - корневищем)

IV.    ФИЗМИНУТКА.

V.      Работа по теме урока (продолжение)

5.  Размножение корневыми черенками. СЛАЙД № 5

Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15-20 см. (Малина, шиповник)

Черенок имеет длину 20 см. Выразите его длину в дм.

(уч-ся записывают в тетради 5 способ размножения растений – корневым черенком)

6.  Размножение стеблевыми черенками. СЛАЙД № 6

(Комнатные растения – традесканция, герань, бальзамин, роза, смородина, тополь, ива)

Учитель показывает черенки комнатных растений с проросшими корешками

(уч-ся записывают в тетради 6 способ размножения растений – стеблевым черенком)

7.  Размножение «усами». СЛАЙД № 7

(клубника, земляника)

Загадка:

Догадайтесь, мы о чем
Разговор сейчас ведем?
Куст весной в саду сажаем,
Разрыхляем, поливаем,
Вскоре ягодок черед,
Для зелененьких придет.

А потом они краснеют,
Наливаются, добреют,
Плод становится большой,
И с огромною душой,
Их в корзинку соберем,
Самых крупных отберем.
Я скажу вам по секрету,
Этих ягод лучше нету 

 (Клубника)

У этих растений летом отрастают длинные стелющиеся по земле стебли. Их называют «усами». На «усах» вырастают пучки листьев. Там, где они соприкасаются с почвой, вырастают корни и развивается молодое растение.

VI.     Просмотр учебного фильма «Размножение растений»

- Что нового узнали из фильма?

(фиалка размножается листиками, ива и тополь – стеблями)

VII.     Закрепление

  • Чтение текста учебника стр. 58 – 60
  • Заполнение таблицы у доски (в виде эстафеты, выходят ученики по одному и вписывают в таблицу ответы)

Название растения

С помощью какой части размножается

Смородина

Корневыми и стеблевыми черенками

Картофель

Клубнем

Лук

Луковицей

Малина

Корневым черенком

Фасоль

Семенами

Земляника

«усами»

Ландыш

Корневищем

Тополь

Стебель

Тюльпан

Луковицей

Помидор

Семенами

Чеснок

Луковицей

Баклажан

Семенами

VIII.   Дидактическая игра «Закончи фразу»

  • Чтобы вырастить овощи, зерно, фасоль, горох, человек высаживает в почву … (семена)
  • Лук, чеснок, тюльпаны, гладиолусы размножают … (луковицами)
  • У картофеля и георгина под землёй вырастают … (клубни)
  • У клубники и земляники отрастают длинные стелющиеся по земле стебли, которые называются … (усами)

«Отвечай, не зевай!»

У какого растения есть «зубчики», «глазки», «усы»?

IX.     Подведение итогов урока

- В начале урока, мы с вами посеяли зерно знаний. В почву мы посадили зёрнышко, которое символизировало те знания, с которыми вы пришли на урок. В течение урока мы с вами трудились. Давайте вспомним, что мы сделали для того, чтобы наше зерно знаний взошло.(ответы детей) 

 На обратной стороне доски прикреплено дерево.

-Посмотрите, наше зёрнышко превратилось в дерево знаний. На этом дереве плоды – ваши оценки. Скоро наступит весна и наше дерево зацветет. На ваших партах лежат цветы. Если вам на уроке было интересно, вы узнали много нового, то выберите цветок цвета. Если же не всё было понятно – цветочек цвета и если на уроке было скучно и не интересно, то цветок  цвета.

Дети прикрепляют свои цветочки к дереву.

- Ребята, в чём заключалась основная суть нашего урока? В том чтобы получить хорошие оценки?

X.   Задание на дом

Стр. 58-60 читать, пересказать, заполнить таблицу в тетради

1 ряд – найти загадки о тех растениях, о которых говорили сегодня на уроке

2 ряд – Придумать тест из 3 вопросов по теме «Размножение растений»

3 ряд – составить кроссворд по теме «Растения»

Приложения: