Урок "Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество»", 7 класс

Шумакова Е. Д., учитель русского языка и литературы19 Октября, 2015 12:03

Тема урока:  Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество».

Цель урока:

  • формировать умения работать с текстом, выделяя  основную идею произведения  – страдание человека, изменяющее видение мира;
  • развивать умения преодолевать жизненные трудности,  принимая происходящее в жизни как  подарок судьбы;
  • воспитывать чувство бережного отношения друг к другу.

Ход урока.

СЛАЙД 1.  Заставка  « Владимир Набоков «Рождество»  (Звучит музыка)

СЛАЙД 2. Эпиграф к уроку: Чудеса, творящиеся на Рождество, не громогласны. Они по-ночному тихи и пронзительны. Ведь основная их цель -  достучаться до человеческого сердца.

 I.  Целеполагание.    Учитель читает эпиграф.

  • Судя по эпиграфу, с какой особенностью рождественских рассказов связана тема нашего урока?

     ( По законам жанра в рождественском рассказе должно произойти что-то чудесное, что изменит жизнь героев в лучшую сторону).

СЛАЙД 3. Учитель объявляет тему урока: Чудесное в рассказе Набокова «Рождество».

II. Слово о писателе.

Учитель:

СЛАЙД 4. Владимир Набоков – известнейший мастер слова. Его произведения поражают читателя тонким психологизмом.

СЛАЙД 5. Набоков умеет проникнуть в святая святых человеческой души.

СЛАЙД 6. Для автора главным является «событие души», а не события внешнего мира. Сегодня на уроке мы попытаемся увидеть только некоторые особенности поэтики и стиля произведений Владимира Набокова, которые   сосредотачивают всё внимание читателя на внутреннем мире человека:

внимание к художественным деталям – в текстах Набокова огромную роль играет художественная деталь;

лексическое богатство (смысловая плотность текста) – Набоков мастерски пользуется словом, в малом говорит многое;

пространство, предельно насыщенное цветом и звуком – художественное пространство писателя переполнено светом, цветом и звуками;

открытый финал –неоднозначный, заставляющий душу трудиться и после прочтения произведения;

своеобразный авторский знак – бабочка – Набоков считал себя не только писателем, но и энтомологом.

 В центр произведения писатель ставит – внутреннюю наполненность человеческой души.

III. Раскрытие темы урока путём исследования текста рассказа.

1.   Анализ 1 главы.

Чтобы вам было понятно, как мы будем работать с этой схемой, цитаты и примеры из первой главы я уже подготовила. Вам необходимо внимательно слушать мои вопросы и отвечать на них, используя  текст рассказа, справочный материал к 1 главе на ваших листах и данные таблицы следующего слайда

СЛАЙД 7. 

  • Что произошло со Слепцовым?

( Какое-то большое несчастье)

  • На какую деталь интерьера обращает внимание автор?

(«…сел на низкий плюшевый стул, на котором он не сижывал никогда».)

  • Найдите в тексте: Кем  представляется автору этот стул?

(Неприметным знакомым, который в больших несчастьях толково, ласково поддерживает тебя)

  • Что подсказывает нам авторское сравнение: «…хозяин сидел, словно в приёмной у доктора»?

(Герой нуждается в помощи, как больной )

  • Обратите внимание на цветовые образы. Какое впечатление они создают?

( Что-то серое, тёмное, размытое)

  • Цветовых образов много, а звук только один: «мягко скрипнув дверью». Что подчёркивает автор этой тишиной вокруг героя?

(Слепцов оглушён своим несчастьем).

  • Обращаем внимание на заключительные фразы 1 главы: «…поднял руку с колена, медленно на неё посмотрел». В каком состоянии находится человек, о котором так говорится?

(Плохо понимает, что с ним происходит)

  • Что символизирует деталь: «Он растопырил пальцы, белая чешуйка треснула»?

(«Трещину», конфликт в душе героя)

Вывод : Обобщая всё сказанное, мы понимаем (кликнуть по звёздочке – появится вывод в центре), что Слепцов, переживший какое-то большое горе, оглушён своим несчастьем, беспомощен и безразличен к происходящему вокруг.

СЛАЙД 8.  Иллюстрация  душевного состояния героя.

  • По содержанию  первой главы мы можем отметить ещё один признак рождественского рассказа. Какой?

(В начале произведения герой находится в состоянии душевного кризиса )

2.    Анализ 2 главы.

СЛАЙД 9. Утренний пейзаж. 2 глава, утро следующего дня, Слепцов выходит из дома.

  • Какими звуками  встречает его мир? Какими красками он наполнен?

(«…весело выстрелила … половица»;  «Легли райскими ромбами отражения цветных стёкол» ; дверь «сладко хряснула»; «Песком, будто рыжей корицей, усыпан был ледок»)

СЛАЙД 10. Таблица. Эти цитаты появляются на ней.

  • Окружающий мир, природа наполнены жизнью , как бы пытаются достучаться до героя. А как Слепцов реагирует  на то, что видит вокруг себя?

СЛАЙД 11. Зимний пейзаж («Он удивлялся, что ещё жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы» и т.д.) 

Кликнуть по картинке- возврат на

СЛАЙД 10. На таблице появляются: «Он удивлялся, что ещё жив, что может чувствовать…»  «Горько, гневно  столкнул с перил …пушистый слой» - Почему?

Кликнуть по звёздочке-

СЛАЙД 12 . Иллюстрация моста.

(На  этом мосту Слепцов вспоминает, как летом видел здесь сына)

Выразительное чтение: «Он сразу вспомнил, каким был этот мост летом ……..в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви».

  • Только теперь мы узнаём причину терзаний Слепцова. В чём она?

(Потерял нежно любимого сына).

Кликнуть по картинке – возврат на

СЛАЙД 10. Таблица.

  • При помощи каких деталей Набоков создаёт удивительно привлекательный, светлый образ мальчика?

На таблице появляются:       «…срывал бабочку, севшую на перила…»

«Неповторимым смехом  играет лицо…»

«…весело расставлены»

«…радостно проговорив о школе, о велосипеде…»

«…о какой-то  индийской бабочке»

  • Обратите внимание: вместе с образом сына появляется и бабочка. Воспоминания Слепцова о сыне наполнены жизнью и закрыты коротким словом –( кликнуть по бабочке) - умер

 «…тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб…»

  • Сознание отказывается в это верить. Какая деталь говорит нам об этом?

(«…тяжёлый, словно всей жизнью наполненный гроб…» )

  • Завершает эту главу пейзаж, выполняющий важную эмоционально-психологическую функцию в передаче внутреннего ощущения Слепцова.

Кликнуть по звёздочке – картинка   СЛАЙД 13. Это вид с обрывистого берега реки.

v   Подготовленный ответ об эмоционально-психологической функции пейзажа:

  • «Далеко внизу, на белой глади..»; «где-то очень далеко кололи дрова» - мир далеко от героя, он испытывает одиночество, оторванность от мира. «…за лёгким серебристым туманом деревьев, слепо сиял церковный крест» -  а так же ощущает несправедливость судьбы, считает, что небо глухо к его переживаниям.

Кликнуть по  картинке – СЛАЙД 10. Таблица.

v  Чтобы дать определение душевного состояния героя во 2 главе, выполните задание 2 на ваших листах (Дополните недостающие слова) :

  • Конфликт в душе героя обостряется. Он переполнен чувством ______________, оторванности от _________, чувством __________________ судьбы.

Кликнуть по бабочке – в центре появится:

Конфликт обостряется чувством одиночества, оторванности от мира, несправедливости судьбы. 

Кликнуть по подчёркнутому слову –

3.   Анализ 3 главы.

СЛАЙД 14. Кладбище на картинке

  • В своём страшном одиночестве Слепцов ищет связей с умершим сыном, ему хочется быть рядом с ним. Куда он едет?

( На могилу к сыну)

  • С каким чувством возвращается домой?

( На погосте был ещё дальше от сына)

Переход  на следующий слайд

СЛАЙД 15.  Таблица кликнуть на бабочку – появится цитата: «… там, на погосте, он был ещё дальше от сына»

   Учитель: Сурово затосковав, он велел отпереть большой дом.

Переход  на следующий слайд

СЛАЙД 16 . Иллюстрация дома.

  • В третьей главе автор создаёт в нашем воображении почти мистический образ нежилого дома. При помощи каких деталей он его рисует, какими звуками и цветовыми образами наполняет?

Кликнуть по картинке – возврат на

СЛАЙД 15. На таблице появляются цитаты:

« дверь с тяжёлым рыданием раскрылась»

«полы тревожно затрещали»

мебель в саванах

серые квадраты картин

тёмно-синее стекло

бледные стены

  • Какую функцию выполняет интерьер?

(Передаёт чувство смертельной тоски Слепцова)

  • Почему Слепцов велел отпереть дом?

( Хотел попасть в комнату сына)

Кликнуть по звёздочке справа – на

СЛАЙД 17. Комната сына . 

  • Но в комнате сына он ещё острее чувствует свою утрату, горе его становится нестерпимым. Как это передаёт автор?

Переход на следующий слайд

СЛАЙД 18.  Рыдающий отец.

« … и вдруг, уронив голову на стол, страстно и шумно затрясся, прижимая то губы. То мокрую щёку к холодному пыльному дереву и цепляясь руками за крайние углы»

Кликнуть по картинке – возврат на

СЛАЙД 15.  Цитаты появляются на экране таблицы:

«уронив голову на стол, страстно и шумно затрясся»

«… горбясь, всхлипывая всем корпусом»

  • Бережно перебирая вещи сына, Слепцов находит следы недавней его жизни, его увлечения бабочками. Кликнуть по бабочке – появятся цитаты:

крупный индийский кокон

 «куколка в нём, вероятно, мёртвая»

под стеклом ряды бабочек

«теперь  они давно высохли»         Какими он их видит?

(Эти прекрасные создания природы вызывают мысли о смерти)

v  Посещение комнаты сына ещё больше обостряет боль в сердце отца. Отметьте это, выполняя задание 3 на ваших листах:

Составьте фразу из слов: горе, от, потеря, сын, становиться, нестерпимый, мучительный.

Кликнуть по бабочке – появится центр таблицы: Горе от потери сына становится нестерпимым, мучительным.

4.    Анализ 4 главы.

Переход на следующий слайд

СЛАЙД 19. Иллюстрация рождественской ночи.

Учитель: Рождественская «Ночь была сизая, лунная, тонкие тучи, как совиные перья, рассыпались по небу, но не касались лёгкой ледяной луны». Слепцов не замечает приближения праздника. Озябший и заплаканный он принёс с собой из большого дома такие дорогие для него сейчас вещи, принадлежавшие сыну.

Кликнуть по картинке – она растворится: Коллаж – вещи сына.

  • Что видит в них отец?

(Во всём он видит своего сына, жадно разбирает детский почерк, видит его расцветающую, только ещё начинающуюся жизнь. Он не может постичь мысль о смерти сына, не может примириться с ней.)

  • Жизнь без сына становится для него невозможной. Автор передаёт это в точных коротких фразах. В каких?

(«Завтра Рождество, …А я умру. Конечно. Это так просто. Сегодня же…»

« …Смерть, - тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение».)

Переход на следующий слайд

СЛАЙД 20. Иллюстрация состояния Слепцова.

  • Какое определение он даёт своей земной жизни?

( «…горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес…»)

  • В каком состоянии находится человек, так определяющий жизнь?

( Не находит силы противостоять своему горю, обезумел от горя, восходит на последнюю ступень отчаяния)

Переход на следующий слайд

СЛАЙД 21. Таблица – заполнен только центр: Обезумевший от горя человек уверен в бессмысленности своего существования,  в неизбежности скорой смерти.

Переход на следующий слайд

СЛАЙД 22. Иллюстрация  приёма градации  - кликами по картинке:

Душевный конфликт человека, пережившего большое горе, беспомощного и безразличного к происходящему.

Конфликт обостряется чувством одиночества, оторванности от мира, несправедливости судьбы.

Горе от потери сына становится нестерпимым и мучительным.

Обезумевший от горя человек, уверенный в бессмысленности своего существования, в неизбежности скорой смерти, восходит на последнюю ступень отчаяния.

  • Переходя от одной главы рассказа к другой, мы наблюдали «событие души» главного героя. Какой приём использует автор, чтобы показать всё более обостряющийся душевный кризис Слепцова?

(Приём градации)

Учитель: Подавленный горем человек стоит на краю бесплодной, бесцельной жизни, лишённой чудес…

Выразительное чтение отрывка:

«И в то же мгновение щелкнуло что-то, как будто лопнула натянутая резина.

Переход на следующий слайд

СЛАЙД 23.Кокон в коробке

Слепцов открыл глаза и увидел: в коробке торчит прорванный кокон,

 кликнуть по кокону -бабочка ползёт вверх

а по стене быстро ползет вверх черное сморщенное существо величиной с мышь. Оно вылупилось оттого, что изнемогающий от горя человек перенес жестяную коробку к себе, в теплую комнату, и вот теперь, вырвавшись,  - кликнуть по картинке-

медленно и чудесно росло. Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо. И крылья - еще слабые, еще влажные -- все продолжали расти, расправляться, вот развернулись до предела, положенного им Богом,-- и на стене уже была громадная ночная бабочка, индийский шелкопряд. - кликнуть по картинке-
      И тогда простертые крылья, загнутые на концах, темно-бархатные, с четырьмя слюдяными оконцами, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

  • О чём нас заставляет задуматься открытый финал?

Переход на следующий слайд

СЛАЙД 24. Кликнуть по бабочке – появится цитата финала: «… простертые крылья…вздохнули в порыве… восхитительного, почти человеческого счастья.»

  • Прежде, чем ответить на этот вопрос, вспомним о символическом значении бабочки в мифологии и литературе.

Переход на следующий слайд

Подготовленная учеником презентация:

СЛАЙД 25. Во многих мифах бабочка является символом бессмертия души, так как её жизненный цикл стал превосходным примером этого:

СЛАЙД 26 . ЖИЗНЬ – яркая гусеница

                 СМЕРТЬ – тёмная куколка

                 ВОЗРОЖДЕНИЕ -  свободный полёт души

СЛАЙД 27. В литературе бабочка – символ красоты, непостоянства, хрупкости и мимолётности бытия.

СЛАЙД 28. Для Набокова бабочка- само совершенство, символ красоты, расцвета жизни, чудо, лицезреть которое дано простому смертному. Набоков называет бабочек «небесными».

СЛАЙД 29 Учитель:  Обратите внимание. Небесная бочка появляется в то мгновение, когда Слепцов видит жизнь, лишённой чудес.

Жизнь бабочки так же стремительна и коротка, как жизнь мальчика. Не случайно в описании бабочки присутствует сравнение: «Оно стало крылатым незаметно, как незаметно становится прекрасным мужающее лицо» .

А градация, которая также присутствует в описании, как нельзя точнее передаёт переворот, свершившийся в душе «прозревшего» Слепцова. Кликнуть по центральной картинке.

  • Достучалось ли до сердца Слепцова чудо, свершившееся на его глазах?
  • Какой символ несёт в себе это чудо – небесная бабочка Набокова?

(Оказалось, что жизнь не бесплодна и не лишена чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Эта бабочка – бессмертная душа мальчика)

IV. Заключение. Выводы по уроку.

СЛАЙД 30. Выразительное чтение отрывка из стихотворения В.Набокова «Разгорается высь, тает снег на горе»:

Повторяй мне, душа,
что сегодня весна,
что земля хороша,
что и смерть не страшна,
что лепечут ручьи
и сверкают кругом
золотые струи,
что во всех и во всем
тихий Бог, тайный Бог
неизменно живет,
что весенний цветок,
ветерок, небосвод,
нежных тучек кайма,
и скала, и поток,
и, душа, ты сама —
все одно, и все — Бог.

Заключительное слово: Пусть в вашей душе останется вера в чудеса, подаренная нам Набоковым. Пусть эта вера поможет вам в трудную минуту помнить, что наши близкие и после смерти всегда с нами, просто они становятся для нас невидимыми.

V. Домашнее задание: на листах в приложении.

Приложения: