Урок "В гармонии с Природой"

Скопинцова Ю. В., психолог, учитель самопознания11 Октября, 2011 11:45

Тема. В гармонии с природой.

Цель: расширять представление о единстве человека и природы.

Задачи:

- показать примеры как бережного, так и безответственного отношения к природе;

- развивать навыки бережного отношения человека к природе;

Ресурсы: фонограмма песни на слова Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова «Лесной олень».

I.                  Круг радости.

 Встанем в круг радости возьмемся за руки и поприветствуем друг друга добрыми улыбками и рукопожатиями. ( улыбнуться и подать при этом руку).

 

 Здравствуй солнце золотое

 

Поднимаем руки вверх, замкнув ими круг.

 Здравствуй небо голубое,

 

Руки разводим в стороны.

 Здравствуй вольный ветерок

 

Машем руками.

 Здравствуй маленький дубок!

 

 

Показываем как он мал, как рост ребенка.

 Мы живем в родном краю.

Разводим руки на уровне груди.

 Всех я здесь приветствую.

Прижимаем ладони к груди и снова разводим.

Кто догадался о теме нашего урока?

Сегодня мы поговорим о природе, о том как жить в гармонии с ней. ( В гармонии с природой).

II.               Наедине с собой.

 Любите ли вы свой родной край?

А за что? (ответы детей).

Я приглашаю вас на побывать на природе.

Представьте перед собой летнюю поляну, усеянную прекрасными цветами, голубое небо, солнце, легкий теплый ветерок пение птиц и чудесный аромат цветов. Сделайте глубокий вдох и почувствуйте свое единство с природой.

             Какие чувства вы испытывали? (ответы детей).

Можно ли с уверенностью сказать, что сегодня человек живет в гармонии с природой?

 Почему? (ответы детей)

Природа сад, а люди в нем цветы

Не сбережем ее - не будешь счастлив ты.

 Человек не всегда живет в согласии с природой. Первый шаг на пути восстановления этих отношений – спросить с себя, а всегда ли я лично бережно отношусь к природе?

- Скажите, всегда ли вы должным образом относились к природе?

III. Чтение текста.

Рассказ плач поля. (стр.83).

(Демонстрация слайдов).

 - Как вы думаете, почему человек так относиться к природе? (ответы детей).

 Человек часто думает о материальных благах, о собственной выгоде, но не задумывается, что человек также зависит от природы, как и она от него, и конечно  при этом не думает о той боли и  вреде наносят природе. Сейчас я предлагаю вам  понять, что чувствует природа в зависимости от отношения к ней человека.

 IV. Разминка «В лесу».

Класс делиться на две группы. Одна группа стоит неподвижно, изображая лес (деревья, кусты, цветы).

Другая группа изображает людей – взрослых и детей.

Лес не простой он может реагировать жестами и мимикой. Покажите, как реагирует природа, когда люди:

-  любуются их красотой?

- собирают букет цветов?

- разжигают костры?

 - обламывают ветки деревьев?

 - убирают сухие сучья?

 Обсуждение.

 - Что вы чувствовали, когда представляли образ дерева?

- Что бы вы хотели сказать людям.

  IV. Правила поведения на природе.

 - не загрязнять окружающую среду. ( не кидать бытовые  отходы в реку и т.д.)

- правильно потушить костер.

 - не ломать деревья, цветы, кустарники.

- бережно относиться к растениям и животным.

 Природа, словно сказка, которая удивляет нас своими чудесами. Чтобы сохранить эту сказку, человек должен беречь и понимать природу, не нарушать своей взаимосвязи с ней.

Когда этого не происходит, последствия трагичны.

 Рассказ о мальчике и птенчике.

Шел мальчик летом по лесу  и слушал пение птиц. До чего же хорошо поют! Вдруг видит – сидит птенчик на пеньке. Беспомощный, маленький, одинокий. «Наверное, он, бедняга, из гнезда выпал, и родители его потеряли!»  - подумал мальчик. И чуть не заплакал. «Я возьму бездомного сиротку домой, - всхлипнул он, - и горькую жизнь его сделаю сладкой!» «Для тебя, пернатый друг, мне не жалко даже конфет! Ешь досыта ириски, подушечки, леденцы. Пей на здоровье лимонад, какао, кофе. Помни мою доброту и пой веселые песни!».

 Но птенчик от таких «забот» петь не стал. Не знал мальчик, что птенчик не был сиротой, просто пришла пора из гнезда вылетать. Не знал, что не едят птенцы леденцы и ириски, не пьют кофе и лимонад.

 - Как вы думаете, почему так произошло?

(На доске презентация файлов животные).

Рассмотрите фотографии, какие из них домашние, а какие дикие? Чем они отличаются?

А знаете ли вы как  поступать с животными, живущими в лесу? Проверим?

Разбор ситуаций. (стр. 92).

   - А сейчас поговорим о животных которые живут с нами! ( домашние животные)         У кого они есть? Поднимите руки.

- А теперь поднимите руку честно те, кто никогда не забывает кормить, выгуливать своих питомцев?

                   Чтение стихотворения (стр. 92)

                                              Бездомный пес.

А для меня вдруг все остановилось,

И друг мой рядом тоже замолчал.

-Как вы думаете, что могло произойти с этой собакой?

 - Почему люди так поступают с животными?

Человек должен быть ответственным за тех, кого приручил.

И еще   в жизни человека  появилось такое понятие как «Красная книга».

( демонстрация слайда).

Кто знает, что это за книга? (книга в которую занесены редкие животные и растения, исчезающие виды).

 - Каких животных  занесенных в красную книгу вы знаете?  

Почему эти животные  оказались в красной книге?

 Из-за халатного отношения человека к природе.

 - Что мы можем сделать, чтобы сберечь красоту природы… (продолжить фразу).

Не только животные, но и цветы занесены в красную книгу. Часто выезжая на природу, мы хотим сделать приятное маме рвем букеты цветов.

Скажите честно, какие цветы вы бы сорвали большие и красивые или маленькие  и чахлые? (ответы детей)

Конечно большой и яркий.

Вот и получается чахлые поскольку их не рвут плодятся и размножаются, а самые крупные, самые сильные и красивые потомство дать не успевают – в букетах вянут.

Отбирая у природы самое яркое, самое красивое и крупное – мы грабим сами себя.

Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься. Если будут уничтожены они на планете вы останетесь одни.

Природа любит тех, кто любит ее. Нужно жить в согласии с ней, беречь ее. И тогда каждый из вас будет чувствовать себя сильным и счастливым.

IV.Круг «От сердца к сердцу».

Пение песни.

         Лесной олень.

Приложения:

Урок "В гармонии с Природой"