Урок "Приставки II группы", 5 класс

Цой И.В., учитель русского языка и литературы8 Декабря, 2010 15:23

Приставки на з и с.

Цель: знакомство с правилом написания приставок на –з и –с, умение комментировать и выделять орфограмму на письме.

Обучающая: обучать навыкам самостоятельной работы при закреплении орфограммы, правильно обозначать и комментировать написание приставок, применять полученные навыки на практике..

Развивать: развивать устную монологическую речь, умение сравнивать, делать выводы и обобщения, расширять кругозор учащихся, добиваться осмысленной работы на уроке, используя различные упражнения развивающего и творческого характера.

Воспитывающая: интерес к предмету путем самостоятельного накапливания знаний, прививать любовь к природе.

Ход урока

I.       Слайд 1. Орг. момент.

II.      Слайд 2. Цели и задачи сегодняшнего урока.

III.    Слайд 3. Повторение пройденного. Работа по тексту.

Наступила весна. Солнце с_гнало снег с полей, и в п_желтевшей травке пр_глядывают  зелёные стебельки. На деревьях раскрываются почки  и  выпускают молоденькие листочки.

- 2 ученика должны выписать все слова  с приставками.

Остальные синтаксическая разминка.

- Какими бывают предложения по числу грамматических основ?

- Назовите сложное предложение, докажите. Определите его тип. Запишите только его схему. Почему перед союзом И ставится запятая?

- Назовите простые предложения. Какие это предложения по структуре грамматической основы?

- Запишите схему простого предложения, в котором есть союз И, что он связывает. Нужна ли запятая перед этим союзом? Запишите схему предложения и дайте ему характеристику.

 Опрос 2-х  учеников.

- Перечислите только те слова, в которых есть приставка I группы. (Наступила, согнало, пожелтевшей, проглядывают, выпускают).

- Что мы знаем о правописании приставок 1 группы?

- Помните, что приставку про- надо отличать от приставки пра-, какое значение она имеет? ( Приставка пра- указывает на древность чего-то или кого-то: прабабушка, праязык.)

- С начальной школы вам говорили, что приставки па- не бывает, а оказывается? (приставка па- бывает, но она всегда  ударная: пасынок, паводок, падчерица)

- Какое слово, из записанных вами, является лишним? Почему?

(Раскрываются, т.к. в этом слове приставка рас-, которая не относится к 1 группе приставок)

IV. Наблюдение.

Слайд 4.

Сегодня мы познакомимся с приставками II группы, которые оканчиваются на –з или –с.

Попытаемся определить, от чего зависит их написание.

Слайд 5.

Сравните слова, записанные в разных столбиках. Чем отличаются в них приставки?

- Обратите внимание на согласные, которые стоят после приставок, с точки зрения звонкости/глухости. Что вы наблюдаете?

Проверьте ваш вывод с материалом учебника. (т.м. стр. 204 )

Слайд 6.

- Чем отличаются звонкие согласные от глухих? (звонкие состоят из голоса и шума, глухие только из шума)

- Перечислите звонкие непарные согл.?

- Глухие непарные согл.?

V.      Закрепление.

Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова с приставками на –з и –с , во второй слова, в которых удвоенный согласный.

Обратите внимание, что в некоторых словах пишутся удвоенные согласные, чтобы не ошибиться в их написании, нужно правильно выделять значимые части слова, подобрав однокоренные слова.

VI.      Слайд 8. Словарная работа.

Обратить внимание на написание слов, почему рассвет,  расцвет (приставка рас-)

Определите лексическое значение слов рассвет и расцвет?

(нажать на картинку - появится толкование слова)

Рассвет

1.время перед восходом солнца, начало утра. Встать на рассвете.

2.перен. ранний период, начало чего-то. На рассвете жизни.

Расцвет

1.(см.расцвести) распустить бутоны, дать цветки. Розы расцвели.

2. высшая степень развития чего-нибудь, подъём. Расцвет культуры.

Инд. эад. Записать с этими словами ССП и СПП.

Остальные - подобрать однокоренные слова.

Рассветный, свет, светать, рассветать, светлый, свеча.

Цветной, расцветить, цветок, цветущий.

VII. Слайд 9.

Задание: подобрать подходящие по смыслу приставки 2 группы, удалить из 1 столбика слова с приставками на –з, а из второго на –с.

VIII. Решение пропорций.

Слайд 10. Из предложенных слов выберите синоним, подведите на него курсор и нажмите. Если ваш выбор верен, слово встанет на свое место, если же вы ошиблись, весь столбик исчезнет.

Слайд 11. Подберите антонимы с приставками II группы.

IX.    Слайд 12. Это интересно.

В русском языке в иноязычных словах встречаются приставки диз- и дис-, которые не зависят от последующего согласного.

диз- пишется, если корень начинается с гласной (дизъюнкция).

дис- пишется, если корень начинается с любой согласной (дискомфорт, дисбаланс).

X.     Слайд 13-15. По вариантам.

Собери картинку. По вариантам.  Выберите букву, которую нужно написать, подведите на нее курсор и нажмите. Если ваш выбор верен, увидите часть картинки, если ошибочен, квадрат не развернется.

XI.      Практическая работа. Впечатать букву з/с, расставить знаки препинания.

1. На ра_чищенной и ра_работанной поляне во_вышалась одинокая усадьба нашего хозяина.

2. Дверь бе_шумно ра_пахнулась, и молодая женщина предстала перед нами.

3. Как великолепен и ясен  день, когда волны тумана ра_тилаются скатертями,  и_виваются и и_чезают в голубой вышине.

XII.     Приставка или нет?

  1. разбитый, разваленный, разный.
  2. расписание, растение, расколоть.
  3. роскошь, росчерк.
  4. восторженный, воскликнуть
  5. исследовать, история.

XIII.     Подведение итогов.

XIV.     Д/З упражнение 736, выучить о/к.

Приложения: