Урок "Публицистический стиль русского языка", 10 класс

Радюкова Н.Ф., учитель русского языка и литературы22 Сентября, 2015 14:17

Форма урока: ролевая игра «В редакции телеканала».

Работа: групповая и индивидуальная.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме.

Ход урока.

I.    Организационный момент

Учитель

-Здравствуйте , в этом слове магический смысл, его содержание и внутренняя форма соответствуют внешней, звуковой: з – пожелание здоровья, д - дерзновенности, р – радости, а-активности, в -вдохновения , с - смелости, т – терпения, в -великодушия , у –успеха, уверенности, й(и) - инициативности, т – творчества, е – единения.

II.   Учитель:1. Создание эмоционального настроя:                

  • Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение. (Спиноза)

- Давайте создадим себе настроение , а для этого посмотрим ролик «Прогулка по радуге»

III.  Учитель о целеполагании:  ( слайд) Ответьте на вопросы для определения цели:  Что хотите узнать по теме? Для чего вам это может понадобиться?

1. Мои предложения  к цели:            

Систематизировать знания по теме «Особенности публицистического стиля».

  • Закрепить теоретические и практические навыки по теме.
  • Развивать навыки стилистического анализа текста, в том числе языковые
  • Воспитывать культуру речи

IV.  Послушайте тексты разных стилей и укажите публицистический.

            1. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принуждён был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. Кое-как приютился я к широкому кусту. Сгорбившись и закутавши лицо, ожидал я терпеливо конца ненастья, как вдруг, при блеске молнии, на дороге почудилась мне высокая фигура. (И.Тургенев)

            2. Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми грозовыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня (иногда с градом) и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность. (Энциклопедический словарь.)

            3. Как передаёт наш корреспондент, вчера на севере нашей области прошел циклон. Гроза разразилась необыкновенной  силы гроза. В ряде мест были повалены  деревья, с трех домов сорвало крыши. К этому прибавилось ещё одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесён некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете.)

            4. Доводим до Вашего сведения, что вчера в  городе была сильная гроза, сопровождавшаяся шквалистым ветром. Скорость его достигала 30 метров в секунду. Причинён значительный материальный ущерб средствам  коммуникации, исчисляемый по предварительным данным, в сотни тысяч тенге. Имел место пожар, возникший вследствие удара молнии в здание галантерейной фабрики. Пожар был быстро ликвидирован вызванным пожарным расчетом.(Служебное донесение.)

            5. Ну и гроза пронеслась  сегодня над городом. Поверишь ли, я человек не робкий, но мне было жутко. Сначала дождь был тихий, а потом как  сверкнёт  молния, как  бабахнет гром, да с такой силой, что гул пошел. И началось такое... Казалось, небо обрушится сейчас на наши головы. Дождь пошел потоком, по улице побежали реки воды.  Хорошо, что длилось всё это недолго. Страшно вспомнить. (Из частного письма.)

V.    Учитель:

 - Как вы определили, какой стиль публицистический?

VI.   - Какие из слов подходят к кластеру по теме «признаки публицистического стиля»?

1 слайд   кластер со словами к ключевому «публицистический стиль:

Фонетика, функция, корень, сфера употребления, наклонение, жанры, части речи, согласование, черты стиля, морфемика, языковые особенности, основа, паронимы

(убрать лишнее – «выцветание»)

VII.   Запись  таблицы (постепенное заполнение)

функция

сфера

форма

жанры

черты

 

 

 

 

 

VIII.   Представим, что вот такая гроза нас застала недалеко от редакции местного телеканала, и мы зашли в здание, чтобы укрыться от непогоды. Работники редакции оказались людьми гостеприимными, провели нас по отделам и даже позволили им помочь в работе, почувствовать себя тележурналистами.

IX.   В кабинете главного редактора: 

Учитель:

Мы находимся в кабинете главного редактора. И начинаем работу с планерки.

1. Главный редактор канала задал нам вопросы

-Какова функция и  формы публицистического стиля?

 (запись в таблице: информирующая и воздействующая; устная и письменная)

2. - Какова сфера использования данного стиля? ( запись в таблице - радио, телевидение, периодическая печать, выступления ораторов: юристов, политиков и т.д.)

X.   Учитель:  Мы находимся в журналистском отделе. Здесь трудятся над статьями различных жанров журналисты. Они назвали необходимые для тележурналистов личные качества, из этих слов состоит наш словарный диктант:

1. (запись на местах, 1 человек у доски) (слайд, «рисованный путь» )

            Ко(…)никабельность,  комп…тентность, м(…)бильность, об(…)яние,  об(…)ективность,  стре(…)оустойчивость, целеустремле (…)ость, бе(…)конфиктность

2. Ещё 1 задание от журналистов:

- Определите по толкованию слов их значение – жанры публицистического стиля:  ( слайд – «перекрашивание»)(запись в таблице) Работа у доски со слайдом, 3 задания от группы:

  1. - беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы, передаваемые по телевидению, радио или напечатанная в газете, журнале (интервью, диспут)
  2. -сообщение с места событий (репортаж, статья)
  3. -  малый жанр -описание события, явления, героя и впечатления автора, которое они вызывают, размышления (эссе, беседа)
  4. -малый жанр, сочетающий  художественный стиль и публицистику, поднимает социальные и  нравственные вопросы (очерк, комментарий)
  5. -поочередный рассказ, обмен мнениями, дополняющими друг друга (интервью, беседа)
  6. - письменное теоретическое и практическое обобщение, глубокий анализ фактов и явлений общественно-политического характера(статья,  дискуссия)
  7. - публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов    (дискуссия, очерк)
  8. - специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (эссе,  диспут)
  9. - разъяснение смысла актуального общественно-политического события, документа (комментарий,  репортаж)

XI.   Учитель: Мы в отделе сценаристов, здесь создаются сценарии передач, телефильмов.

Они нам помогут определить еще  признаки стиля.

1. Притча (чтение раздаточный материал)

Жили в одном селе по соседству два человека. Первый  из них был известен, как прекрасный повар, второй – философ.

Первого люди славили за  приготовление изысканных и вкусных блюд. Второго же порой и бездельником называли.

Повстречались они однажды лицом к лицу, и обратился сочинитель к повару с просьбой.

- Открой мне тайну друг, ответь, в чём секрет пищи, приготовленной твоими руками.

Любой человек с превеликим удовольствием вкушает плоды твоего труда и воздаёт хвалу твоему кулинарному таланту, а мои творения слушатель порой проклинает.

- Никакой тайны нет, - отозвался повар. - Всё зависит не только от основных продуктов, но и от приправ. А твои слова  похожи на безвкусное блюдо

Задание 1 группе

2. Что посоветовал повар философу? ( «мозговой штурм» - составление в группах ответа повара) Ответ представить в диалоге

3. О каких признаках публицистической речи эта притча?

4. (Запись в таблицевыразительность, яркость )

Оригинал:

Следует находить такие слова, которые будут подобно чесноку и перцу бодрить слушателя. А еще используй в своей речи слова, подобные душистому горошку или базилику. Они ласкают слух и сердце. Слова, похожие на укроп и петрушке освежают и успокаивают, а слова-лавры подталкивают к решительному  действию. Но не злоупотребляй словами-специями.

- И запомни главное: перед тем, как потчевать другого человека приготовленным творением, прежде сам отведай, и не раз. Пусть твоя  пища духовная и предназначена для ума и сознания, но если она приготовлена скверно, то точно также отравляет человека, как и пища насущная.

XII.   Учитель:

1. Речь, направленная к человеку, должна найти путь к его сердцу и уму.

Просмотр презентации с песней С.Копыловой «Конюх».

Задание 2 группе

2. - Почему проповедник не нашел путь к уму и сердцу конюха?

3.  «Мозговой штурм»

Обсуждение  в группе  и  ответ представителя.

4.  Запись в таблице  (доступность, направленность)

XIII.    Учитель: Есть еще  признаки у данного стиля.

  1. -Смотрим видеофрагмент.(«Речь Уоллеса перед войском»).

Задание  3 группе

2. - О каких признаках публицистического стиля фрагмент?

3. - Обсуждение  в группе  и  ответ представителя.

4.  (запись в таблицу:  призывность,  актуальность, эмоциональность)

XIV.     Учитель : Стили речи имеют и языковые особенности. С целью их анализа мы идем в следующий отдел.

Учитель : Мы в информационно-аналитическом отделе. Сюда попадает важная информация, нуждающаяся в оценке.

- Задание:  Среди утверждений, которые мы услышим, есть правильные и неправильные-«блеф-утверждения», все они дают характеристику лексике, морфемике, синтаксису публицистического стиля. Ваша задача либо согласиться, либо опровергнуть, приведя аргумент: (устная работа, фронтальный опрос)

Развиваем критическое мышление

  • Использование общественно-политической лексики является важной чертой стиля -правда
  • Не рекомендуется использование эмоционально-окрашенных слов -блеф
  • Часто используются абстрактные слова, обозначающие нравственные понятия -правда
  • Присутствует  нейтральная лексика - правда
  • Допускается терминология -правда
  • Не встречается лексика высокого стиля –блеф
  • Встречаются стандартизированные обороты, клише  - правда
  • Используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам все-, обще-, сверх-. -правда
  • Отсутствуют вопросительные и восклицательные предложения - блеф
  • Не рекомендуются грамматически не связанные слова: обращения, вводные слова-блеф
  • Наличие инверсии в предложениях - правда
  • Нежелательны предложения с однородными членами – блеф
  • Предложения могут делиться на части –парцелляции  - правда

XV.                    Таблица языковых признаков стиля

лексические

морфемные,

морфологические

синтаксические

 Совмещение в одном тексте клише,  терминов, нейтраль-ных и экспрессивно-оценочных слов; употреб-ление слов с общественно значимыми понятиями (свобода, демократия, родина), использование слов, обозначающих нравственные понятия; средств образности.

Присутствуют слова с приставками –а, -анти, -де, -меж, -раз(с); с суффиксами –и,-ци(я), -изм, -ист, -изация; с корнями, близкими по значению с приставками –все, -обще, -сверх.

Частотность личных

местоимений, производных предлогов, единственного числа вместо

множественного, степеней сравнения, повелительного

наклонения,

Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, использование элементов поэтического синтаксиса – риторических вопросов, экспрессивных повторов. Характерны ряды однородных членов; параллельные конструкции,

повторы,  обратный порядок слов, парцелляция.

XVI.        Учитель:

Переходим к продуктивно-ситуативному этапу работы:

(раздаточный материал всем)

1. Перед нами текст. Укажите  неязыковые и языковые признаки его стиля   (устно)

   В средствах массовой информации всё чаще пишут том, что своры собак опасны, что их надо отлавливать и уничтожать. А ведь животные не виноваты перед человеком ни в чём! Виноваты сами люди!  Я считаю, что пора бы уже и нам предъявлять к себе требования. Как в Европе. В Европе завести даже непородистого любимца очень сложно. И к тому же очень недешево! Там завести животное - это взвешенное решение. У нас это просто... Взял миленького щеночка, а потом увидел, что он мебель грызет,  громко лает, царапается, не желает терпеть нашего ребенка, линяет, много ест  и так далее. Причин миллион, чтобы избавиться от зверька. Закрадывается вопрос - а оно вам надо было изначально? Зачем молодая семья заводит кошку, если в планах завести ребенка?! Зачем молодая девушка заводит собаку, если она работает и времени на воспитание и дрессировку у неё попросту нет? А через время появляется новый пес-бродяга. Кто сейчас подбирает кошку или собаку с улицы, если решили завести питомца? Единицы. Вот потому и бродят бездомные животные по улицам в поисках еды. Люди, относитесь ответственно к собакам и кошкам, проявите доброту, и тогда не  будет у нас бездомных животных!

Ответ:

(информирующий, воздействующий, газета, статья, письменная, призывность, эмоциональность, доступность)

XVII.     Мы зашли  в литературный отдел, редакторы которого пишут тексты, работают с материалом, присланным зрителями, правят их.

1. На конференции лингвистов были участники-иностранцы. Их выступления перевели на русский язык, в том числе и использованные пословицы.  Специалисты литературного отдела предлагают заменить их  русскими синонимичными пословицами, таким образом отредактировать текст ( групповая работа, 2 пословицы каждой группе)

  • Богаты те, у кого есть верные друзья (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)
  • Одна капля яда заражает бочку меда (Капля дегтя портит бочку меда)
  • Некоторые вещи не такие ценные, как кажутся (Не всё золото, что блестит)
  • Птица в руке лучше двух в кустах ( Лучше синица в руках, чем журавль в небе)
  • Посмотри, прежде чем прыгнуть (Семь раз отмерь, один отрежь)
  • Когда свиньи начнут летать (Когда рак на горе свистнет)

 Слайд ( в помощь  ассоциативные рисунки, связанные с ответом)

XVIII.    Проблемная ситуация 

В справочную службу отдела поступили вопросы. По 1 человеку от группы:

у  доски решают проблемный вопрос:   («аквариум»)

  • ученики 5 класса просят помочь образовать грамматические формы мн. числа  Р. п. от слов    чулки, носки, дно, кочерга
  • пенсионер Д. просит разрешить его спор с соседом: как образовать глагол -ксерить или ксерокопировать?
  • домохозяйка Д. из города Рудный просит помочь образовать от глагола победить форму 1 лица буд. времени
  • студентка А. интересуется, как различать глаголы одеть и надеть
  • телезритель К. спрашивает, почему говорят, что он неправильно употребляет фразеологизм :  «скрипя сердцем, я согласился на такие условия оплаты» 
  • учащийся колледжа А. просит разрешить спор: какой корень у глагола вынуть?

XIX.    Учитель:

 Мы в дикторском отделе. .  Дикторы обязаны владеть нормами словопроизношения, словоупотребления. Они должны правильно ставить в словах ударение, иногда им приходится читать текст, который поступает прямо в эфир, поэтому дикторам следует постоянно работать над правилами речи.

1. Просмотр ролика «Почему мы так говорим?»

2. Почему дикторы нам предложили посмотреть этот ролик?

XX.      Составление кластера  «Правильная речь»  ( устно)

XXI.    Вывод по теме  урока  : назовите  все признаки публицистического стиля

XXII.     Рефлексия: поставьте 1 балл за каждый пункт таблицы, если вы можете охарактеризовать каждый признак стиля.

XXIII.   Слайд

Признак публицистического стиля

 баллы

1.Функция

 

2.Сфера

 

3.Форма

 

4.Жанры

 

5.Черты

 

6.Лексические особенности

 

7.Морфемные и морфологические

особенности

 

8.Синтаксические особенности

 

XXVI.      Подведение итогов