Урок "Автобиографизм рассказа «Уроки французского» В. Г. Распутина", 7 класс

Столярова М.А., учитель русского языка и литературы12 Ноября, 2015 11:31

При изучении темы «В. Г. Распутин»  в 7 классе предлагаю провести урок  на тему: «Автобиографизм рассказа «Уроки французского», который расширит представление учащихся об автобиографическом произведении, особенностях данного жанра, будет способствовать развитию интереса учащихся к произведениям русских писателей.

Урок дает возможность совершенствовать умения анализировать художественное произведение, развивать речь, логическое и аналитическое мышление, творческие способности, воспитывать нравственные качества учащихся.

Описание методической разработки

  1. Урок русской словесности в 7 классе на тему «Автобиографизм рассказа «Уроки французского» В. Г. Распутина.
  2. Данный урок – урок с использованием ИКТ. Оборудование к уроку: рассказ «Уроки французского» В. Г. Распутина, КП «Л. М. Молокова – прототип героини рассказа «Уроки французского», видеофрагменты художественного фильма «Уроки французского», тест «Автобиографическое произведение. Особенности жанровой формы».
  3. Форма учебной работы  - классно-урочная.

Ход урока

I.      Слово учителя

    1. Тема урока: «Автобиографизм рассказа «Уроки французского» В. Г. Распутина»
    2. Цель: расширить представление учащихся об автобиографическом произведении, особенностях данного жанра. Доказать, что рассказ «Уроки французского» действительно относятся к жанру автобиографического рассказа. Развивать интерес учащихся к произведениям русских писателей.
    3. Эпиграфом к уроку служат слова В. Г. Распутина: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня» и высказывание китайского мудреца Лао-Цзы: «Мудрый делает добро и не приписывает этому значения» 
  • О каком добре идет речь?

б)           Словарная работа. Лексическое толкование слов «добро», «доброта».

  • Добро – 1) Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. 2) Какое-либо имущество, вещи;  3) Дрянь, что-нибудь негодное.
  • Доброта- отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

II.  Актуализация знаний учащихся

1.         Блиц-опрос учащихся:

а)           Какое произведение относится к автобиографическому?

  • Автобиографический рассказ – это такая форма повествования, в которой автор описывает события своей жизни, содержащиеся в воспоминаниях, и делает их элементом «коллективной памяти» читателей.

б)           Назвать сигналы жанровой формы автобиографического произведения

в)           Вспомните, что лежит в основе сюжета  рассказа «Уроки французского»?

III. Задание на закрепление теории литературы

  1. Прослушать (найти в тексте) отрывок из рассказа и назвать сигналы жанровой формы

Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся, когда Лидия Михайловна, закончив наш урок, звала меня ужинать. Будь я тысячу раз голоден, из меня пулей выскакивал всякий аппетит. Садиться за один стол с Лидией Михайловной! Нет, нет! Лучше я завтрашнему дню наизусть выучу весь французский язык, чтобы никогда больше сюда не приходить. Кусок хлеба, наверное, и вправду застрял бы у меня в горле. Кажется, до того я и не подозревал, что и Лидия Михайловна тоже, как все мы питается самой обыкновенной едой, а не какой-нибудь манной небесной, - настолько она представлялась мне человеком необыкновенным, не похожим на всех остальных.

Я вскакивали, бормоча, что сыт, что не хочу, пятился вдоль стенки, к выходу. Лидия Михайловна смотрела на меня с удивлением и обидой, но остановить меня никакими силами было невозможно. Я убегал.

2.    Просмотрите видеофрагмент (Игра в «замеряшки» с учительницей) и ответьте на вопрос:

а)           Можно ли понять, что фильм снят по автобиографическому произведению?

б)           Какие сигналы жанровой формы отсутствуют?

в)           Что нужно изменить или добавить, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что фильм действительно снят по автобиографическому произведению?

3.      Просмотрите видеофрагмент (Начало фильма)

а)           В самом начале фильма голос за кадром: «Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, - нет, а за то, что сталось с нами после» (Слова предисловия)

  • Как понимаете смысл предисловия? (Чувство вины, неудовлетворенности за свои поступки, ответственности)
  • От чьего лица звучат эти слова? (Эти мысли принадлежат зрелому человеку, а не мальчишке. Таким образом, прошлое (история с «замеряшками») и настоящее (раздумья о законах доброты) соединяются воедино).

IV. Основное содержание урока

  1. “Я уверен,- писал позже В. Г. Распутин,- что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему потом право взяться за перо».

а)           Просмотреть видеофрагмент («Избиение мальчика») и ответить на вопрос: «Почему мальчик плачет»?

  • Обида на жестокость и несправедливость

б)           Какой урок вынес маленький герой из первого столкновения с жестокостью и несправедливостью?

  • 1) «Откуда мне было знать, что никогда и никому еще не прощалось, если в своем деле он вырывается вперед? Не жди тогда пощады, не ищи заступничества, для других он выскочка, и больше всех его ненавидит тот, кто идет за ним следом. Эту науку мне пришлось в ту осень постигнуть на собственной шкуре».
  • 2) Приобрел опыт душевных страданий (Мужественно, даже под ударами кулаков он упрямо твердит свою правду: «Перевернул!» Он старается не унизиться)

2.         Следующая особенность автобиографического произведения:

  •  В автобиографическом произведении важно не дублировать событие (как на фотографии), а приблизив к событию, передать точность впечатления, переживания. Важен урок, приобретенный героем.

3.         Познакомившись с творческой работой (КП «Л. М. Молокова – прототип героини рассказа «Уроки французского»), необходимо сделать вывод о важных особенностях автобиографического произведения.

  • В автобиографическом произведении автор может не только отражать реальность (то, что было на самом деле), но и преображать ее (плод авторской фантазии), переосмысливать события.
  • Автобиографическое произведение отличается от биографии реального человека.

V.    Обобщим изученное

1.         Сопоставительная работа

а)           Да, посылки с макаронами не было, как и игры на деньги, но было другое – доброе, внимательное отношение к одинокому мальчишке. Этого не помнит Лидия Михайловна – как это ЕЁ характеризует? (Обратимся к эпиграфу: «Мудрый делает добро и не приписывает этому значения»)

б)           Но помнит доброе отношение учителя, ее уроки В. Г. Распутин. Докажите это.

2.         Вывод:

  • Перечислить все особенности автобиографического произведения.

VI. Самостоятельная работа.

  • Тест «Автобиографическое произведение. Особенности жанровой формы»  с последующей взаимопроверкой.

1.Верно ли, что (ответь да или нет)…

  1. автобиографическое произведение можно рассматривать как основной источник биографических сведений о писателе? ____
  2. главные и второстепенные персонажи в автобиографическом произведении имеют реальных прототипов? ____
  3. автобиографическое произведение пишется для передачи духовной памяти, духовного опыта читателю? ______
  4. особенностью автобиографического произведения является одновременное отражение 3 временных планов? _____
  5. в автобиографическом произведении повествование ведется от 1 лица?____

2. Выбери нужное слово:

  1. Автобиографический герой и автор - создатель произведения – (одно и то же / не одно и то же) лицо.
  2. В автобиографическом произведении (допускается / не допускается) переосмысление событий.
  3. В автобиографическом произведении автор (может / не может) преображать реальность.
  4. Что важнее в автобиографическом произведении: дублировать событие, произошедшее с автором, или передать точность впечатления от события, произошедшего с автором?

3.Задание с пропуском (вставь необходимые  слова)

  1. Рассказ «Уроки французского» В. Г. Распутина написан в жанре ____________________________________________________________
  2. Автор автобиографического произведения является _______ его героя.
  3. Прием возвращения из настоящего в прошлое называется ____________________________________________________________
  4. Какие автобиографические произведения ты знаешь? _______________________________________________________________________

VII.          Домашнее задание.

  • Написать письменный ответ на вопрос: «Чем отличается литературная биография от обычной автобиографии»?

Приложения: