Урок "Характеристики звука. Акустический резонанс", 9 класс

1 Апреля, 2015 09:55
Цель урока: Организация исследования характеристик звука и акустического резонанса. 
 

Задачи урока

Формы работы

Результаты обучения

1.Организовать деление учеников на рабочие группы.

 

 

Каждый ученик, получив цветную карточку, садится за стол с маяком такого же цвета.

 

 

2.Организовать  создание

А) коллаборативной среды;

Б) предпосылок к формулировке учениками целей урока;

В) ассоциаций учеников характеристик звука.

Просмотр учениками видеоклипа.

Ученики будут

А) чувствовать себя комфортно на уроке;

Б) анализировать характеристики голосов певцов;

В) пытаться сформулировать цель урока.

3. Организовать игру в ассоциации.

Фронтальная работа - ученики называют слова - ассоциации, вызванные  у них прослушанной муз. композицией, среди которых должны прозвучать « высота тона, громкость звука, тембр».

Ученики будут

- знать основные характеристики звуков – громкость, высота тона, тембр.

 

 

4. Организовать формулировку цели урока.

Фронтальная работа

Ученики сформулируют: «Исследовать характеристики звука»

5. Организовать повторение определений, величин, единиц и основных формул волнового движения.

 

Фронтальная работа

Ученики будут

А) знать определение механической волны и ее основное свойство;

Б) помнить основные формулы , единицы скорости волны, длины волны, частоты.

В) решать задачи на определение Τ,λ,ν;

Г) определять характеристики волны по графику.

6. Организовать работу по исследованию зависимости громкости звука от амплитуды колебаний.

Работа в группах: при помощи металлического колокольчика, дающего простейший гармонический звук, ученики получают тихие и громкие звуки и на основании визуального восприятия колебаний языка колокола делают выводы .

Спикеры зачитывают выводы, сделанные группой.

Ученики сделают вывод: «Громкость звука зависит от амплитуды колебаний».

 

7. Организовать изучение характеристик громкости звука.

 

А) Индивидуальная работа – чтение материала учебника .

Б) Работа в группах – соревнование на скорость создания плаката с опорой на материал учебника без его помощи.

Ученики будут

А) знать единицы громкости звука, влияние громкости на организм человека;

Б) определять звуки различной природы по возрастанию громкости, выделять зону акустического комфорта и оценить уровень громкости в децибелах.

8. Организовать работу по исследованию зависимости высоты тона от частоты колебаний.

Работа в группах: при помощи металлической линейки, ученики получают высокие и низкие звуки и на основании акустического и тактильного восприятия колебаний линейки делают выводы .

Спикеры зачитывают выводы, сделанные группой.

 

Ученики сделают вывод: «Громкость звука зависит от амплитуды колебаний».

 

9. Организовать работу по исследованию понятия тембр звука, понятия «шум».

Два юноши со схожими голосами произносят в лаборатории одну и ту же фразу. Ученики класса определяют их по голосу и отвечают на вопрос – Как они смогли определить без визуального контакта кому принадлежит фраза и почему?

 

Ученики сделают вывод: «Тембр голоса зависит от набора частот гармонических колебаний».

11. Организовать работу по исследованию понятия «акустический резонанс».

А) Юноша играет несколько аккордов на гитаре.

Б) Группы отвечают на вопрос: «Зачем струнным инструментам делают корпус?»

Ученики будут

А) знать определение акустического резонанса;

Б) понимать, что обязательное условие акустического резонанса – равенство частот;

В) применять  эти знания для объяснения проявлений этого явления.

12. Организовать работу по закреплению и обобщению темы «характеристики звука».

А) Индивидуальная работа – исправление фактических ошибок в тексте.

Б) Работа в парах – коррекция работы соседа.

В) Работа в группах -  коррекция работы пары.

Г) Презентация работ групп.

Ученики будут

А) знать характеристики звука»

Б) связывать их общими характеристиками волнового процесса;

В) применять  эти знания для объяснения проявлений этого явления.

13.Домашнее задание: §§ 32,33.

 

14.Организовать рефлексию

Рефлексия: по карточке

 

 

Приложения: