Урок "Юрта – своеобразный музей казахского народа", 5 класс

Вотинцева Т.П., учитель ИЗО и черчение10 Ноября, 2015 10:53

Тема: Юрта – своеобразный музей казахского народа

Цели:

  • Обучающая: Расширить знания учащихся по устройству и убранству  юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, приспособленного к кочевому образу жизни; отработать практические навыки изображения орнамента.
  • Развивающая: расширить интеллектуальный кругозор; развить навыки композиционного построения и работы с бумагой; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развить наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся
  • Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища – юрты; воспитание уважения к культуре других народов.
  • Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, обсуждения с целью обобщения, систематизации полученной учебной информации, самостоятельной работы.

Предполагаемый результат: Изображение предметов быта с орнаментом.

 Оборудование:   Презентация,  предметы для экспозиции: сундук, казахские музыкальные  инструменты,  копеше,  национальная посуда, бейсык.  белая  бумага, карандаш,  цветная бумага,  ножницы, клей, раздаточный материал, книга А. Кастеева.

План урока.

1.Организационный момент.

 2.Опрос пройденного материала.

 3.Изучение новых знаний.

4.Практическая работа.

 5. Закрепление материала..

 6. Просмотр и анализ работ. Подведение итогов

Ход урока

1. Организационный этап.

Подготовка учащихся к работе на уроке.
Организация внимания.
Ознакомление учащихся с темой и задачами урока.

Казахская юрта… В современной жизни народа ей отдается дань большого внимания. И не только потому, что в памяти людей сохраняется любовь к традициям, к своей истории.  Потому, что она является  своеобразным музеем казахского народа, в котором бережно хранятся  и передаются из поколения в поколение предметы старины, являющиеся памятниками естественной истории, материальной и духовной культуры.

Сегодня мы более подробно познакомимся с устройством и внутренним убранством юрты , завершим аппликацию по теме «Натюрморт с  национальными предметами быта».

2. Опрос пройденного материала.

Разные народы жили и живут в разных частях нашей планеты. Для представителя любого народа нет более почитаемого места, чем родной дом, жилище. Вид и форма жилища у разных народов сильно отличаются. Перечислите названия жилищ .показанных на рисунках.

– Какие национальные жилища вы знаете, и какие народы в них проживают? (Юрта – кочевники Центральной Азии, изба – жители России, вигвам – индейцы Америки, яранга – жилище эскимосов…)

– Сделайте вывод: от чего зависит форма и вид жилища? (Это связано с природными условиями, особенностями ландшафта, наличием строительных материалов, а также с национальными обычаями и традициями народа.)

1. Что такое юрта? (Переносное жилище у азиатских кочевников.)  Она является самым уникальным памятником  строительной культуры сакского периода является так же,  юрта – непревзойденный образец мобильной архитектуры номадов, дошедший до наших дней

2. В чем особенности казахского национального жилища? (Юрта легко собирается и разбирается,  она удобно перевозится колесным  транспортом и вьюком, сохраняет прохладу в знойные дни, надежно укрывает от пронзительных ветров. Юрту обычно могут установить 2–3 человека в течение одного часа. Все это  делает  юрту уникальным видом жилища.)

3. Назовите основные материалы, служащие для изготовления юрты. (Дерево, войлок.)

4. Назовите элементы, составляющие остов юрты. (Сыкырлаук, шанырак, кереге, уык.)

5. Какой из элементов остова юрты изображен на Гербе Казахстана? (Шанырак.)

Изнутри юрта делится на две половины: северная(женская),южная( мужская)

Посмотрите видео сюжет и скажите,  какие предметы находятся на женской  стороне, какие  на мужской.

6.Как называется сосуд для кумыса?

Каждая семья украшала юрту по своему вкусу и усмотрению. Во многом красота и нарядность юрты зависела от самих хозяев и от их фантазии.

3. Изучение новых знаний.

Давайте более подробно познакомимся с устройством юрты .Для этого я пригласила работника библиотеки нашей школы Батиму Галымовну.

 Сообщение библиотекаря с опорой на зрительный рад, экспозицию.

Посмотрите на репродукцию картины А. Кастеева «Внутренний вид юрты» и на экспозицию, приготовленную на основе этой картины. Давайте изучим название предметов, находящихся в юрте.

 Прикроватную стену украшают тускииз (ковром). Место где установлена кровать, отделяют шымылдык (ширмой). На почетное место ставят жукаяк (подставка для складывания домашних вещей), на него ставят абдыра (сундук), туда складывают одеяла и подушки.
В левой части обычно располагали кебеже – деревянный сундук, куда складывали всевозможную посуду- саба, торсык, ожау, кесе, тостак и др. Угол, где располагали кебеже, отделяли дерновым чием. Это считалось «ас-су бурышы» - кладовка.
В центре юрты устанавливали таган (очаг) или железную печь для приготовления пищи.
Вещи занимали определенное место в юрте. Ничего лишнего- каждый предмет выполнял свою функцию. В центре юрты – место очага (ошак), почитаемое место казахами как святое место своего жилища.
За очагом, напротив входа, - почетное место (тор), площадь которого застилается наилучшими войлочными и ткаными коврами. Позади его, вдоль кереге, на деревянных подставках (жук аяк) хранятся сундуки (сандык) с одеждой, поверх которых в виде «горки» раскладываются ковры, одеяла и подушки. Подставки и сундуки из дерева украшаются резьбой, красочным орнаментом, а поверх сундуков нередко надеваются войлочные или матерчатые чехлы (сандык кап), орнаментированные аппликацией, мозаикой, вышивкой или же узорами ворсового и безворсового качества. Сундуки также могут быть сделаны из кожи с тисненым орнаментом (жаглан).
Пространство около двери босага имело два различных назначения: справа от входа хранились продукты (мясо и кебеже, кумыс в кожаном сосуде и т.д.), посуда в подвесных сумках, шкафчиках и т.д.
И различная кухонная утварь: слева от входа висели конская сбруя и другие орудия труда.
Справа от входа в юрту, между босага и тор,- место хозяев. Здесь помещалась деревянная кровать, лицевая часть которой украшалась расписным, резным орнаментом, инкрустировалась серебром и костью. Она вместе с постельным убранством отделялась пологом (шымылдык), на кереге вдоль кровати навешивали какой-либо войлочный ковер (сырмак, тускииз), вышивной тускииз или же тканный ковер.
Слева от входа в юрту между босага и тор – места для сна младших членов семьи. Площадь этой ячейки юрты застилается войлочными и тканными коврами.

Карточки со словами :

Асадал-шкаф для посуды,

Аяк-кап- сумка для посуды.

Кебеже-ларь для продуктов.

В убранстве юрты главную роль играли узорчатые войлочные ковры:текеметы,

тускиизы,сырмаки.

В левой части обычно располагали кебеже – деревянный сундук, куда складывали всевозможную посуду- шара, торсык, ожау, кесе,

На столе имеются карточки ,на которых имеются пояснение новых терминов.

Прочтите какие новые термины мы изучили.

На прошлом уроке мы знакомились с технологией выполнения торсыка, каким образом его изготовляют?

Расскажите о технологии выполнения торсыка.

Торсык - делается из обрезков кожи. после того как из нее сделали саба (емкость для хранения кумыса). Торсыки делают большими и маленькими. Для изготовления суйретпе (посуда для изготовления пищи) часто использовали шейную часть верблюжьей шкуры. Объем жанторсыка (персонального торсыка) небольшой, обычно 2, 3 литра. Торсык украшается орнаментом. Выделанную шкуру кипятят в краске, сделанной из корневищ деревьев, затем сушат. После этого выкраивают из шкуры несколько жанторсыков, украшают их орнаментом и сшивают. Затем снова сушат, заполнив каждый торсык горячим песком. После просыхания торсыка песок из него высыпают и сушат торсык на ветру. Жанторсык, сделанный таким образом, никогда не будет терять своей формы.

Посмотрите видео на эту тему.

Как вы увидели торсык  оформяется орнаментом.

Что вы знаете о казахском орнаменте?Дайте определение термина «орнамент»

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент – искусство очень древнее. Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразились живая, поэтичная душа народа, любовь к родной природе и интерес к окружающему миру

 В жизни кочевников большую роль играли овцы, лошади, верблюды, архары, поэтому в казахском орнаменте и появились такие мотивы, как «верблюжий след», «глаз верблюжонка» и «бараний рог» Сейчас орнамент используется везде: в коврах, предметах быта, посуде, в крупных архитектурных сооружениях и ювелирных изделиях, в полиграфии. ( слайд)

 Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый - молодости, весны.( демонстрация аппликаций)

Каким образом вырезаются данные узоры мы узнаем из следующего задания. Демонстрация и получение орнаментов. Вырезание орнамента на бумаге, сложенной в один раз.
Белую бумагу складываем вдвое вдоль горизонтальной линии, затем на свернутой бумаге рисуем карандашом орнамент «мұйіз» и вырезаем его.

Рассмотрим, какое значение в орнаментах имели рога барана, имеющие ведущее значение в зооморфном  типе.( работа по карточкам)

Священный баран — древний символ благодати и жизненной энергии

Используя этот метод, можно вырезать различные орнаменты, нарисованные соответственно фантазии.

Тонкие, заранее заготовленные прямоугольные листы складываются вдвое по пунктирной линии. Рисуем на сложенном вдвое листе бумаги эскиз половины орнамента «қосалқа» - двойное ожерелье - и образец начинаем вырезать ножницами со сложенного края листа. Вырезанный орнамент наклеиваем на бумагу другого цвета. При пришивании орнамента «қосалқа» на ткань, чтобы края орнамента не разошлись, следует пришивать его методом «оверлог». Края орнамента, пришитые таким образом, смотрятся особенно красиво.

Так можно создавать образцы сырмака, тускииза. Научившись этому методу создания орнаментов, можно делать более сложные орнаменты.

4. Практическая работа.

Дополнение орнаментами поверхностей предметов. Торсыка, блюда, пиал.

 Завершение его в цвете с учетом теплохолодности.

При выполнении орнамента следует соблюдать следующие правила:

  1. Орнамент должен соответствовать объему и форме изделия.
  2. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы.
  3. Узоры в композициях должны располагаться симметрично.
  4. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов.

 5. Оформляя орнаментами натюрморт, мы должны продумать его цветовое решении

5. Закрепление материала. Ответьте на вопросы, имеющиеся на экране.

Почему юрту называют своеобразным музеем казахского народа?

Где используется орнамент?

6. Просмотр и анализ работ.

Учитель вывешивает лучшие работы , после производится анализ работ.

В каких работах орнамент соответствует  объему и форме изделия, где орнаментальная композиция сочетается по цвету с фоном основы?

 Кто из ребят декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции выделил  с помощью различных цветов. . Подведение итогов

Что нового вы узнали на уроке?

Жилище - один из важнейших и в то же время трудных предметов для изучения. Жилые постройки каждого народа представляют собой сложный культурно-бытовой комплекс. Они связаны с различными сторонами его жизни: с природно-климатическими,преобладающими занятиями и направлением хозяйства, уровнем развития техники, имущественных и классовых отношений, формами семейного быта, общественными традициями, эстетическими представлениями, а в прошлом и с религиозно-магическими верованиями.

Когда мы рассматриваем сегодня узоры, украшающие предметы бы­та, мы воспринимаем их просто как элемент декора, не подозревая, что для наших далеких предков, это был особый и хорошо им знакомый язык. С этими линиями, кругами, завитками они связывали представление о благополучии, могуществе, защите от враждебных сил.

Сегодня на уроке вы сделали очень много. А главное еще раз прикоснулись к истории казахского народа, побывав в юрте, в своеобразном музее казахского народа.