Внеклассное мероприятие «Как это сделано?», 11 класс

Щедрина И.В., учитель физики17 Ноября, 2014 10:23

Внеклассное мероприятие по физике

«Как это сделано?»

 Цели:

  • Организовать поиск источников информации об устройстве манометра, психрометра, электроизмерительного прибора и громкоговорителя(динамика), анализ его устройства и принципа действия, выявление законов физики, по которым он работает, подготовку представления результатов поиска.
  • Способствовать развитию навыков поиска информации в интернете, навыков анализа и выбора оптимальной, соответствующей информации, развитию критического мышления
  • Содействовать расширению кругозора, росту энциклопедических знаний, воспитанию культуры работы в группах и культуры публичных выступлений.

Оборудование:

Для работы команд: 1)манометр;  2)для психрометра – коробка, подставка, картонка, скотч, ножницы, два термометра, вата или бинт, нитки, колпачок от клея, сосуд с водой; 3) демонстрационный гальванометр, разобранный амперметр или вольтметр, 4) динамик на подставке и разобранный динамик.  для всех: маркеры, ватманы, магниты, задания для команд.

Для викторины о явлениях

Для игры со зрителями: презентации POWER POINT ( викторина о явлениях, викторина об ученых), оборудование для опытов , сладкие призы.

Для демонстрации занимательных опытов:

План:

  1. Приветственное слово учителей.  Жребий заданий.
  2. Команды уходят на подготовку в 26 кабинет (15 минут).
  3. Игра со зрителями: викторина о физических явлениях, Интересный опыт, викторина об ученых.
  4. 4.   Защита команд (регламент 3 мин).
  5. Мастер-класс от учеников 11 «В» класса.
  6. Подведение итогов.

Ход мероприятия. 

1.   А) Приветственное слово учителей: 

«Сегодня наше мероприятие посвящено прикладному применению физических законов. Мы будем распознавать, исследовать, анализировать физические явления и технические устройства. Выбранные вами команды должны будут создать и использовать измерительные приборы, а так же, объяснить их принцип работы и презентовать свои проекты. Вы сможете использовать не только выданное вам оборудование и канцелярские принадлежности, но и использовать интернет – ресурсы и любые другие источники информации. Просим представителей команд выбрать карточки задания».

Б) Жребий заданий.

Задание.

Оформите постер и расскажите о приборе, который вы видите в коробке:

Какой это прибор?                      (гальванометр)

Для чего он служит?

Как он устроен?

Как он работает? Какой (какие) закон физики лежат в основе его работы?

Его история…

Задание.

Соберите из предложенных материалов психрометр и измерьте влажность воздуха в помещении. Подготовьте рассказ о приборе:

Для чего он служит?

 Какой (какие) закон физики лежат в основе его работы?

Расскажите, как он работает.

Его история.

Задание.

Оформите постер и расскажите о приборе, который вы видите в коробке:

Какой это прибор?

для чего он служит?              (громкоговоритель)

Как он устроен?

Как он работает?

 Какой (какие) закон физики лежат в основе его работы?

Его история

Задание.

Оформите постер и расскажите о приборе, который вы видите в коробке:

Какой это прибор?

Для чего он служит?          (трубчатый манометр)

Как он устроен?

Как он работает?

 Какой (какие) закон физики лежат в основе его работы?

Его история…

2.   Команды  забирают контейнеры с оборудованием и уходят в другой кабинет.

3.   Игра со зрителями:

А)  Викторина о физических явлениях (слайд – шоу):

Фронтальная работа с учениками. В качестве приза за правильный ответ – конфета.

Б) Интересный опыт -  учитель показывает опыт, не поясняя его словами. Ученики должны объяснить происходящее. В качестве приза за правильный ответ – конфета.

Опыт 1.

Учитель показывает, что очищенное вареное яйцо не проходит в горлышко стеклянной бутылки, затем, бросает в бутылку горящую бумагу и накрывает горлышко яйцом. Яйцо проваливается.

( в бутылке образуется зона пониженного давления)

Опыт 2.

Учитель смачивает хлопчатобумажный носовой платой в воде и отжимает его. Затем поливает спиртом и поджигает. Платок горит, но остается целым.

(плотность спирта меньше плотности воды)

Опыт 3.

Учитель на веревке длиной 40 см делает гуашью поперечные полосы на расстоянии 2,5 – 3 см друг от друга. Конец веревки опускает в воду. Вода, поднимаясь по веревке вверх, размывает краски.

(капиллярность)

Опыт 4.

Учитель с помощью капельного устройства создает струю подкрашенной воды и подносит наэлектризованную эбонитовую палочку. Струя отклоняется к палочке.

(статическая электризация)

В) Викторина об ученых.

На экране появляется фото физика без указания фамилии. Поэтапно озвучиваются факты из его биографии. Ученики должны угадать кто это. В качестве приза за правильный ответ – конфета.

4.   Защита команд. Команды по очереди представляют свои проекты и отвечают на вопросы зрителей. (фотоматериалы работы команд и презентаций смотреть в приложении)

5.   Мастер-класс от учеников 11 «В» класса.

Ученики представляют свои проекты, изготовленные на занятиях «Экспериментальная физика».

Первый проект – электромагнит, изготовленный из стального гвоздя, медной проволоки и гальванического элемента.

Второй проект – действующая модель подъемника кораблей, изготовленного из воздушного компрессора, резиновых шариков, пластиковых трубок и переходников.

Третий проект – действующая модель для демонстрации закона сохранения энергии, изготовленного из жестяной консервной банки, резинок, груза. Демонстрация сопровождалась пояснением технического чертежа.

Четвертый проект – видеомикроскоп. Ученик демонстрировал видеофильм, снятый на видеокамеру смартфона, на которую нанесли каплю воды.

(фотоматериалы работы команд и презентаций смотреть в приложении)

Подведение итогов.

6. Подведение итогов - всем членам команды вручаются грамоты.

«победитель конкурса

«Как это сделано?»

в номинации

«Лучший экспериментатор»

«Лучший теоретик» и т.д.

 

Приложения: