Урок «Части речи (повторение)»

Ахмадеева Н.Т., учитель начальных классов14 Октября, 2015 09:18

Тема: Части речи (повторение)

Цель:

1) повторить части речи (имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение);

2) углубить представление о самостоятельных и служебных частях речи; их распознавание по  значению и вопросам.

Таблица «Самостоятельные и служебные части речи»

Планируемые результаты (задачи):

предметные:  закрепление и углубление сведений о частях речи; их грамматических признаках (значение, вопросы, роль в предложении);

личностные:  воспитание заботливого и бережного отношения к природе;

системно – деятельностные:умение производить разбор по частям речи, развивать  внимание, память, мышление

Ход урока:

1 этап. Мотивация к деятельности

Цель: Ввод ситуации для открытия темы и постановки цели урока

1. Организационный момент

Учитель:

 Прозвенел и смолк звонок,

Мы начинаем наш урок

Для чего? Для чего?

Дети:

Чтобы многое познать

От него! От него!

Чтоб умели мы читать,

Говорить и писать,

И никогда не унывать!

Сегодня у нас необычный урок, потому что у нас на уроке гости: давайте не дадим нашим гостям скучать, поприветствуем их:

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2) Минутка каллиграфии

- Откройте свои тетради. Положите их правильно. Подготовим руку к письму. Такой узор поможет вам овладеть навыками скорописи.

еее       ое       ешь

ая        ат        шш

ут        ааа       ые

яяя      ее        ишь

яя       ят         ие

ют       ыыы      ете

ооо      ий        ите

3) Словарная работа

- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в весеннюю природу. Чтобы отправиться в путешествие, необходимо приобрести билеты. Работа по карточкам. Вставьте пропущенные буквы, расставьте ударение.

Названия месяцев (карточки)

Август, апрель, декабрь, июнь, июль, май, март, ноябрь, октябрь, сентябрь, февраль, январь

- Как назовём одним словом эти названия?

- Месяцы

- Как называются данные слова? Почему?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Сколько в слове апрель букв и звуков? (5б., 5зв.)

Учитель: Апрель – месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают первые первоцветы: мать – и – мачеха, голубая пролеска, чистяк, ветреница, медуница, хохлатка                  (слайд)

2 этап. Учебно – познавательная деятельность

Цель: усвоение содержания темы

1. Актуализация знаний

Работа над грамматическими признаками частей речи             (слайд)

Учитель:

Посмотрите на доску, что там записано

- Можно ли назвать эти предложения текстом?

- Определите тип текста

- Озаглавьте

- Объясните орфограммы

На доске:

Пробудились в…сенние цветочки. Солнечным днём на л…сной проталинке появились жёлтые головки мать – и – мачехи. Они умылись талой в…дой и засияли улы…кой в…сны. Поднялась с земли и расцв…ла нежная медуница. Тянутся к сол…цу мохнатые ст…бельки с розовыми, фиолетовыми, синими цв…тами.

- Синтаксический разбор предложения (2 - 3)

- Определите части речи

- Назовите их

- Какие части речи называются самостоятельными? какие служебными?

Кластер «Части речи»     (слайд)       Работа по таблице

Самостоятельные

Служебные

Имя существительное

Предлог

Имя прилагательное

Союз

Имя числительное

Частица

Местоимение

 

Глагол

 

Рассказы детей о частях речи

3 Этап. Интеллектуальные преобразования

Цель: выполнение практических заданий: информативных, импровизированных, эвристических

- Разговор о весенних цветах – первоцветах

- Запись

Первый весенний цветок – нежный подснежник      (слайд)

- Разберите по составу; выпишите с.с.: прилаг. + сущ.

- Послушайте сказку о подснежнике

Учитель:

Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. И из этой лупочки через день цветок вырос. Синий – синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали «подснежник». А еще подснежник – символ надежды.

- Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было сильно холодно. Тогда несколько снежинок, желая обогреть её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник является символом надежды.

Учитель:

Листья у растения мать – и – мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.                                   (слайд)

- Выпишите имена прилагательные

Дети:

душистые, мягкие, блестящие, холодные

- Объясните орфограммы

- Что вы знаете об имени прилагательном?

Учитель:

А эти цветы – ярко – голубые звёздочки. Они растут на лесных полянах, опушках и перелесках. Поэтому и назвали растение перелеской.

Учитель:

За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Ещё её называют пахучей.

- Выпишите глаголы. Определите время, спряжение, лицо, число

Дети:

растут, назвали, называют

- Что вы знаете о глаголе?

Физкультпауза

Звучит пьеса П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года».

- С цветами просыпаются и бабочки.

Наши тонкие цветки

Распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

- Работа по учебнику с.123 упр.273 (слайд с проверкой)

Определите часть речи выделенных слов. Вставьте пропущенные буквы

1) П…чники сложили печь. Хле… в ней мама будет печь.

2) Белое покрывало поле покрывало.

3) Тр…ва на лугах ещё росы пила, а в руках у меня уже пела пила.

Учитель:

Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную Книгу. Стоит ли губить растения из за нескольких дней красоты?

- Правильно. Ведь недаром говорится: «Поймала я бабочку – она погибла, сорвала я цветок – он увял, и тогда стало понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда могут защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (слайд с видео разрушении природы)

Ребята, давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: «Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком».

Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или срезать;

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать! (слайд с видео о защите природы)

- О чем говорится в этом стихотворении?

Обобщение по уроку:

- по каким признакам мы различаем части речи? (последний слайд- закрепление)  лужайка с корзинами

4 Этап. Контроль и оценка результатов деятельности смайлики

Цель: оценка уровня усвоения планируемых результатов

Подведение итогов урока:

предметные: находят в тексте части речи по значению и вопросам;

личностные: правильно оценивают  бережное отношение к природе;

системно – деятельностные: умеют производить разбор по частям речи, классифицируют слова по их значению и вопросам;

5 Этап. Задание на дом

Приложения: