Урок «Построение диаграмм в MS Excel», 8 класс

Абдразакова Н.Ш., учитель информатики22 Апреля, 2015 13:45

Тема: Построение диаграмм.

Цель:

1)   Обучающая: закрепление знаний работы с таблицами в MS Excel, использование функций, умений и навыков построения диаграмм.

2)   Развивающая: развивать память, систематизировать информацию.

3)  Воспитывающая: формировать культуру использования компьютера; воспитывать ответственное отношение к изучаемому предмету.

Тип урока: систематизация ЗУН

Вид урока: комбинированный.

Оборудование и материалы: класс PC Pentium (Core2Duo – 16шт), раздаточный материал.

Программное обеспечение: MS Excel.

Использованная литература:

1.         Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун «Информатика, 8 класс», Астана, «Арман-ПВ», 2011.

2.         http://videouroki.net

3.         www.metod-kopilka.ru

4.         http://ps.1september.ru, газета «Первое сентября».

План урока:

1.  Организационный момент (2 мин).

2.  Повторение и закрепление пройденного материала (10 мин).

a.   Устный опрос (закончить определение).

b.   Тест.

3.   Объяснение учителя (5 мин).

4.   Работа в парах (5 мин).

5.   Практическая работа (20 мин)

6.   Итоги урока (2 мин).

7.   Рефлексия.

Ход урока:

I.         Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку, выявление отсутствующих, концентрация внимания, постановка цели.

В начале урока раздать учащимся листы самоконтроля, объяснить их заполнение.

Лист самоконтроля

Фамилия Имя ___________________________________      класс: _________

Предмет: Информатика. Тема: «Построение диаграмм»

Этап

Критерии

Кол-во баллов

1

Закончить определения

1 балл за каждый правильный ответ

 

2

Работа в парах

я активно работал в паре – 1 балл;

я просто наблюдал, как работает мой товарищ – 0 баллов

 

3

Построение диаграммы:

только таблица данных (без формул) – 2 балла;

только таблица данных (с формулами) – 3 балла;

таблица и частично диаграмма – 4 балла;

таблица и полностью отформатированная диаграмма – 5 баллов.

 

4

Дополнительное задание

1 балл за каждый правильный ответ

 

Итого

 

10 и более баллов – «отлично», 7-9 – «хорошо», 6 и меньше – «удовлетворительно.

II.        Повторение и закрепление пройденного материала.

1.           Устный опрос.

Закончить определения:

1) Файл, созданный в Excel называется … (книга)

2) Книга Excel состоит из … (листов)

3) Числами (1, 2, …, 10, …) в Excel обозначены … (строки)

4) Символами латинского алфавита (А, В, …, АХ, …, ВС, …) в Excel обозначены… (столбцы)

5) Минимальным элементом таблицы в Excel является…(ячейка)

6) Ввод формулы начинается со знака… (равно)

7) После имени функции ставится… (скобка)

8) В формулах вместо переменных используется…(ссылка)

9) Ввод формулы в Excel заканчивается (Enter)

10) Автоматическое заполнение ячеек данными, с изменением на разницу между выделенными ячейками – это …(автозаполнение)

2.           Тест (бумажный вариант)

2 варианта, заполнить на листе. За тест учащиеся получают дополнительную оценку.

III.      Объяснение учителя.

Сегодня мы с вами продолжим работать с таблицами и построим графики функций. Обратить внимание учащихся на описание работы. Обсудить все шаги построения диаграммы. Выполнить эту работу в парах.

IV.      Работа в парах.

Группа делится по парам, каждая пара получает задание. Готовую запись вывесить на доску.

От каждой пары выходит ученик и выбирает свое задание.

Задание пары

Дополнительные вопросы

1.    Записать значения для столбца А.

Сколько значений для переменной х необходимо ввести?

Какое действие выполняем для заполнения ячеек?

2.    Записать значения для столбца В (формула)

Что используем в формуле вместо переменной?

Сколько ячеек достаточно заполнить?

3.    Записать значения для столбца С (формула).

4.    Записать значения для столбца D (формула).

Какая функция используется для возведения в квадрат?

5.   Записать тип диаграммы (можно представить рисунок).

Какой диапазон необходимо выделить?

6.    Записать минимальное, максимальное значения и цену основных делений оси х и у.

Как вызвать окно «Параметры оси»?

Далее пара готовится и защищает свой ответ у доски.

V.        Практическая работа.

Требования к работе:

1)  Создать и оформить таблицу по образцу.

2)  Создать таблицу данных в виде:

      a)   Значения переменной х от -6 до 6 с шагом 1.

      b)   Значения переменной у вычислить по формулам: у = х – 5, у = -х – 5, у = х2 – 5.

       c)   В таблице создать границы.

3)  В диаграмме убрать линии сетки.

4)  Переместить легенду.

5)  Изменить цвет области построения диаграммы.

6)  Для названия осей изменить размер шрифта – 20 пт.

7)  Изменить параметры осей: минимальное, максимальное значения и цену основных делений сделать фиксированными (значения определить по образцу).

8)  Для параболы изменить толщину линии – 4,5 пт.

9)  Изменить границу вокруг области диаграммы – штрих, толщина 3 пт, цвет любой.

10)  Работу сохранить под именем Фамилия_класс_графики в папку вашей параллели.

VI.      Дополнительное задание.

Для учащихся, выполнивших практическую работу раньше других – дополнительное задание «Кроссворд»

VII.     Итоги урока.

Подсчитать количество набранных баллов и определить свою оценку за урок. Лист самоконтроля сдать учителю.

VIII.   Рефлексия.