Урок «Времена года», 1 класс

Ефремова Н.П., учитель начальных классов14 Декабря, 2015 10:00

Цели: формировать знания учащихся о временах года и их отличительных признаках.

Задачи:

1.Расширить и уточнить представления детей о временах года, формировать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

2.Развивать наблюдательность и внимание детей, умение анализировать, делать выводы; активизировать словарный запас.

3.Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Вид урока: стандартный.

Используемые технологии: технология игрового обучения; информационные технологии.

Оборудование: интерактивная доска; учебник.

Ход урока

 I. Организационный момент.  Слайд 1.

 Звонок прозвенел и напомнил опять,

 Что время нельзя нам напрасно терять.

 Кто временем нашим привык дорожить,

 Тому будет легче победу добыть.

  II. Наблюдения за погодой.

 -Скажите, какое сейчас время года? (зима)

 -Какой месяц? (декабрь)

 -Какое сегодня число? (9)

 -Какой день недели? (вторник)

 -Сейчас надо охарактеризовать сегодняшний день:

 - Посмотрите в окно, обратите внимание на небо. Какое состояние неба?

 -Каким знаком отметим?

 -Посмотрите на деревья, есть ли на улице ветер?

 -А были ли сегодня осадки?

 -Какая погода с утра и как она меняется к середине дня?

 -Сегодня днем обещают температуру -6 градусов, ясную погоду. А это тепло или холодно?

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра в данной местности и определённое время.

Почему каждому человеку необходимо знать погоду?

 III. Повторение.

 Мама градусник купила

 И на стенку прикрепила.

 - Мамочка, а кто больной?

 У соседей? За стеной?

 - Что ты, милая Лалик,

 В нашем доме нет больных,

 Это градусник для комнат –

 Он тепло и холод помнит!

 - Значит, комната больна,

 Может кашляет она?

 Поднялась температура,

 Потому глядит так хмуро?

 Я больную навещу,

 Солнце в форточку впущу!

 -Чем определяют погоду на улице, температуру человека, воды?

 Расскажите о строении термометра? (шкала, ртутный столбик, корпус) Слайд 2.

 - Какие бывают термометры? Для чего они нужны? Слайд 3.

 IV. Работа над новым материалом

 Подведение к теме урока.

Сегодня к нам на урок пришел Лесовичок. Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будете сегодня говорить. Смотрите и слушайте внимательно.

Загадка про времена года: Слайд 4.

 В саду царском стоит дерево райское

 На одном боку цветы расцветают,

 На другом боку-плоды созревают,

 На третьем-листы опадают,

 А на четвертом-снег да вьюга гуляет!

Сообщение темы и цели урока. Мы знаем, что времена года постоянно меняются и идут в строгом порядке друг за другом.

Итак, сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года. Узнаем много интересного, и повторим все, что знаем. Слайд 5.

В путешествие отправимся вместе с Лесовичком. Путь наш лежит через волшебный лес «Лес времен года».

 Можем отправляться в путь…

Загадка:

Лес и поле белые, белые луга.

У осин заснеженных ветви, как рога.

Подо льдами крепкими дремлют воды рек.

Белыми сугробами лег на крышах снег. (Зима). Слайд 6.

 -К кому же в гости мы попали, в какое время года?

 -По каким приметам вы узнали это время года? Слайд 7.

 1. Летят с небес лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым ковром.

 2. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными.

 3. Дни короткие, ночи длинные, рано смеркается.

 4. Зайцы, одетые в белоснежные пушистые шубки, грызут кору осины и ольхи, прячутся в ямках под кустами.

 5. Медведи сладко спят в берлогах.

 6. Белки в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом.

 7. Лиса «мышкует» - бегает по снегу, пугает мышек, своим топотом выгоняет их из нор.

 8. Бродит по лесу злой и голодный волк.

 9. Прилетают гости с севера – снегири, клесты.

 10. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.

 11. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры.

 12. У клестов появляются птенцы.

 13. Часто метут метели, кружат снежные вихри и вьюги, порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку.

 14. Реки, озёра и пруды покрыты толстым льдом.

 Побывали в гостях у зимы, продолжаем путь…

 Голубые, синие небо и ручьи.

 В синих лужах плещутся стайкой воробьи.

 На снегу прозрачные льдинки-кружева.

 Первые проталины, первая трава. (Весна)  Слайд 8.

 -Где же мы очутились? В какое время года попали?

 -По каким приметам вы узнали это время года? Слайд 9.

 1. Снег становится рыхлым, подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже. Повсюду тает снег, бегут звонкие ручьи.

 2. Сосульки падают и разбиваются, поют звонкую песенку – капель.

 3. Возвращаются из тёплых краёв на родину перелётные птицы: грачи, скворцы, жаворонки.

 4. Оживают звери, насекомые и птицы.

 5. Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее.

 6. Небо кажется синим, синим.

 7. Реки вскрываются, начинается ледоход.

 8. Талая вода заливает луга и низины, начинается половодье.

 9. На деревьях и кустарниках набухают почки и появляются первые листочки.

 10. Робко зеленеет молодая нежная травка.

 11. Выходят после зимней спячки медведи, барсуки.

 12. Распускаются ландыши, хохлатки, медуницы.

 13. Расцветают деревья и кустарники: тополь, берёза, сосна, черёмуха, сирень.

 14. Вода в реках, озёрах и прудах прогревается и «болотные певцы» - лягушки громко квакают.

 Продолжаем наше путешествие…

 Луг совсем как ситцевый, всех цветов платок —

 Не поймешь, где бабочка, где какой цветок.

 Лес и поле в зелени, синяя река.

 Белые, пушистые в небе облака. (Лето) Слайд 10.

 1. Дни долгие, солнечные, тёплые.

 2. В жаркие дни бывают грозы с сильными тёплыми ливнями,

 3. После ливня на небе сияет в солнечных лучах разноцветная радуга.

 4. Густые, сочные травы украшены цветами.

 5. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко-зелёная.

 6. Цветут: рябина, малина, земляника.

 7. Звери заняты заботой о подрастающих малышах.

 8. Птенцы подрастают, оперяются и начинают под присмотром родителей вылетать из гнезда.

 9. Над душистыми цветами порхают и кружатся бабочки, стрекозы, пчёлы.

 10. В садах созревают яблоки, груши, сливы.

 11. Много вкусных лакомств приготовлено для зверей: сладкие ягоды, сочные травы, коренья и грибы.

 12. Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами.

 Лето просит нас остаться у него в гостях, отдохнуть с дороги. Слайд 11.

 Физминутка:

 Дети по лесу гуляли,

 За временами года наблюдали.

 Вверх на солнце посмотрели

 И их лучики согрели.

 Бабочки летали,

 Крыльями махали

 Дружно хлопаем,

 Ногами топаем

 Хорошо мы погуляли,

 И немножечко устали!

 Ну что ж, а нам пора дальше…

 Золотые, тихие рощи и сады.

 Нивы урожайные, спелые плоды.

 И не видно радуги, и не слышен гром.

 Спать ложится солнышко раньше с каждым днем. (Осень) Слайд 12, Слайд 13.

Работа по учебнику. Чтение текста. стр. 29.

 1. Воздух чист, прозрачен, и в нём летают серебристые нити паутины.

 2. Последние тёплые деньки называют «бабьим летом».

 3. Дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе высоко.

 4. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках.

 5. Первыми становятся золотыми листья берёзы и лип.

 6. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю. Начинается пора листопада.

 7. По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.

 8. Часто идут дожди, холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

 9. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

 10. В это время созревают на дубах жёлуди, на орешнике – орехи, на болоте – брусника, в лесу радует глаз рябина, её алые ягоды после первых заморозков становятся слаще.

 11. Прикрытые золотыми, красными и лиловыми листьями прячутся в сухой траве подосиновики, подберёзовики, лисички, сыроежки и грузди.

 12. После первых заморозков жизнь насекомых замирает.

 13. Птицы меняют перья на новые – окрашенные более тускло. Белки и зайцы начинают линять.

 14. Когда насекомых становится меньше, улетают стрижи и ласточки. Собираются в стаи и готовятся к отлёту в тёплые края журавли, грачи и кукушки. Последними улетают гуси, утки и лебеди, как замёрзнут водоёмы.

 15. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и жёлуди, нагуливает жирок. Кроты, мыши и барсуки запасают колоски, коренья и грибы.

 16. С полей и огородов убирают урожай овощей: картофеля, капусты , свёклы, моркови.

V. Формирование знаний, умений, навыков.

Вот и подошло наше путешествие по «Лесу времён года» к концу!

Осень, зима, весна, лето — это времена года. Слайд 14.

Сезоны сменяют друг друга по кругу - за зимой всегда приходит весна, за весной идет лето, после лета наступает осень и снова зима. Слайд 15.

 Почему меняются времена года?  Слайд 16.

Игра  «Найди ошибку». Слайд 17.

 Остановились мы на «Поляне Месяцы» Слайд 18.

 Назовите месяцы каждого времени года?

 Вот увидели «Дерево капризов или Дерево явлений природы»

Явления природы характеризуют погоду в определённое время года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы.

Выберите «каприз» своего времени года

Радуга, град, дождь, роса, снег, туман, изморозь, иней, гроза, заморозки, снегопад, ледостав, листопад, метель, буран, гололедица.

VI. Закрепление

Лесовичок решил проверить вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ об осени в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.

«Ну вот наконец-то и в мой лес зима пришла. Ух, ну и холодно же стало, температура - плюс 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А у скворца, представляете, вылупились птенцы. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история».

Работа по листу наблюдения. Слайд 19.

 VII. Рефлексия.

 - Что нового вы узнали на уроке?

 - О чем сегодня говорили? Пока мы путешествовали прошло 4 времени года: зима, весна, лето, осень, а сколько это времени прошло? (Год). А сколько это месяцев? От чего зависит смена времен года?

Стихотворением о солнышке закончим наш урок.

Трудится солнышко без остановки.

Каждому времени вяжет обновки.

Белым клубком начинается год,

Следом зеленая пряжа идет.

Красная пряжа – для красного лета,

Пряжа для осени – желтого цвета.