Урок «Органы растений», 1 класс

Бручковская Л.В., учитель начальных классов17 Сентября, 2015 11:17

Цель: дать понятие о частях растений, их функции и названии.

Задачи:

1. Обучающая: научить детей распознавать части растений.

2. Развивающая: развитие логического мышления, пополнение словарного запаса учащихся.

3. Воспитывающая: воспитание бережного отношения к природе.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование:   учебник «Познание мира. 1 класс»;  иллюстрации цветов, кустарников, деревьев;  таблица «Части растений»:  видео «Разнообразие растительного мира», «Времена года»;  раздаточный материал «Части растений».

Прогнозируемый результат: умение учащимися определять части растений, правильно их называть и уметь находить у каждого растения.

Ход урока.

1. Организационный момент: Прозвенел звонок и смолк.

                                                              Начинается урок.

                                                              Мы за парты дружно сели

                                                               И учиться захотели.

2. Психологический настрой.

- Быстренько проверь, дружок, ты готов начать урок?

Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка? Книжка? И тетрадки?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь отметку 5.

- Оглянитесь вокруг, взгляните друг на друга и улыбнитесь. Поделитесь друг с другом хорошим настроением и пожелайте друг другу хорошей работы.

3. Вводная беседа. А)  Фронтальный опрос учащихся о временах года, о месяце, который в данное время идёт. Вспомнить сказку «Двенадцать месяцев». ( В это время просмотр видеофильма «Времена года».)  Просим  разрешения у декабря  на приход лета, которое нам необходимо на уроке  для работы по теме.

- Поспешим скорее на поляну и познакомимся с её жителями, которые нас встречают.

Б)  Загадывание загадок по рядам. ( Иллюстрации цветов, кустарников и деревьев)  вывешиваются на доске.

1 ряд:  - Эй, звоночки, синий цвет.

               С язычком, а звону нет.       (Колокольчики)

             - Видел я такой цветок – золотистый ободок.

               Долго он в траве сидел, стал седым и улетел.     (Одуванчик).

             - Солнце жжёт в мою макушку,

               Хочет сделать погремушку.      ( Мак)

-Как можно назвать эти  растения , одним словом? (Цветы

2 ряд: - Ох, и строга же красавица,

               Когда к ней прикасаются.   (Роза).

           -  Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

               Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.   (Малина).

          -  Какая ягода бывает красной, чёрной и белой?  (Смородина)

- А как эти растения  назовём,  одним словом? (Кустарники).

3 ряд: - Я из крошки бочки вылез, корешки пустил и вырос. Стал высок я и могуч.

              Я кормлю свиней и белок – ничего, что плод мой мелок.   (Дуб).

             -  На ветвях висят шары. Посинели от жары.        (Слива)

             -  Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит?  (Осина)

-Как эти растения  назвать,  одним словом?  (Деревья)

-  Назовите травы, цветы, кустарники и деревья одним словом. (Растения)

-  К какой природе они относятся? (Живой)

-  Докажите. (Растут, питаются, размножаются)

Показ видеофильма «Разнообразие растительного мира».

В)  Обобщение:   Не  спеша  растут деревья, целый век стоят на месте,

                             Уходя корнями в землю, простирая руки к солнцу.

                             И живут они, деревья, украшая землю нашу

                              Красотою веток тонких, красотой стволов могучих,

                               Несказанной красотою доброты своей извечной.

4. Сообщение темы урока. Вот мы и попали на поляну, где нас встретил хоровод деревьев, кустарников, трав. Из каких частей состоят они? (Наземные и подземные). Какие у растений есть органы? Как они называются: это и будет цель нашего урока. Давайте их послушаем.

5. Работа  над темой урока. ( Выходят с каждого ряда подготовленные дети и рассказывают об органах растений различных видов, а учитель в это время показывает эти части на слайдах.)

А).  Мы – травы и цветы питаемся при помощи корня, который расположен в земле. У нас тонкий мягкий стебель. На нём растут листочки и цветы, которые оставляют после себя семена.

Б). Мы – кустарники тоже живём благодаря корням. Но в отличие от травянистых растений у нас не один, а несколько стеблей. Они прочные, упругие. На них есть листочки и плоды с семенами.

В). Мы – деревья. У нас в корнях накапливаются питательные вещества. По крепкому стволу они попадают в ветки, где растут листочки и цветут цветы, оставляя после себя плоды и семена.

6. Обобщение: - Назовите части растений.

                       -  Что общего у всех растений?

                       -  Чем они отличаются?

                       - Какую роль играет корень?

7. Физкультурная минутка.   Спал цветок и вдруг проснулся: больше спать не захотел.

                              Шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.

8. Закрепление по учебнику.  А).  Чтение текста про себя стр.49-50.

                                                      -  Чтение текста вслух стр.49-50.

                                                      -  Работа с иллюстрациейстр.49.

    Б).  Игра  «Исправьте».   Пришёл Незнайка и неправильно назвал части растения. (На доске таблица «Части растения» и на ней прикреплены названия частей растений). Дети исправляют и оставляют Незнайку на своём уроке, чтобы он смог получать знания.

     В).  Практическая работа в парах. Отметить названия органов растений. На каждой парте своё растение и название органов растений. Дети должны правильно приклеить их на иллюстрации.

Вывод: У всех растений одно строение: корень, стебель , лист, цветы, плоды.

9. Анализ практической работы учащихся. Отметить лучшие.

В награду за отличные успехи детям показывается видеофильм с различными видами корней, стеблей, листьев, цветов, плодов. Учитель приводит данные о самых длинных корнях, самых крупных листьях, плодах и о самых толстых стволах деревьев из книги «Рекордов гидесса».

10. Обобщение: - Что вы узнали нового на уроке?

                            - Помните ли название органов растений?

                            - Для чего они нужны?

                             -  Всё ли было ясно и понятно?

         Просмотр видеофильма «Разнообразие растительного мира».

11. Рефлексия:  -  С каким настроением вы уходите с урока?

                             -   Что у вас получилось лучше всего?

                              - Что бы вы хотели ещё узнать о растениях?

Приложения: