Игра "И вновь истории пою я гимны…"

Ханин А.Е., учитель русского языка и литературы14 Октября, 2015 09:35

«И вновь истории пою я гимны…»

Цели и задачи

Образовательные  

  • Расширение словарного запаса учащихся и формирование навыка работы с литературным источником, привитие интереса к истории и литературы.
  • Совершенствование навыка выразительного чтения стихотворений.

Развивающие

  • Развитие элементов творческой деятельности как качеств мышления – интуиции, смекалки
  • Развитие творческих способностей учащихся в процессе инсценирования.

 Воспитательные

  • Воспитание у учащихся чувства ответственности за успех общего дела.
  • Воспитывать в учениках средствами игрой деятельности уверенности в своих силах.
  • Воспитывать активную жизненную позицию, честность.
  • Пробуждение интереса к изучению истории с привлечением художественной литературы.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРЫ

Ведущие: ученики и учителя литературы. На экране – заставка.

Вступительное слово ведущего Ханин А.Е.

Ханин А.Е. – А.С. Пушкин писал: «Надо воссоздать историческую правду и тогда прошлое уже само по себе будет актуально, потому что прошлое и современность связаны единством истории». Наша с вами жизнь  - продолжение жизни, созданной и прожитой нашими предками. Зная эту жизнь, благодаря творениям гениев слова, мы, возможно, сможем избежать многих ошибок, допущенных нашими праотцами.

Ким Е. (ученица) – Читая произведения Пушкина и Лермонтова на историческую тему, читатели не сомневаются в том, что имеют дело не с подлинными записками, а подлинным искусством. С самого начала между автором и читателем налаживается процесс сотворчества.

Ханин А.Е.– Пусть же сегодня вновь состоится процесс сотворчества читателей и писателя, сотворчества истории и литературы, чтобы всё было связано единством  двух гениев Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова..

Ким Е.  – Безусловно, лучшими знатоками  творчества двух поэтов являются наши семиклассники, которые с нетерпением ждут начала игры, чтобы продемонстрировать свои знания истории и литературы. Ученики будут играть, а учителя работать в жюри

представление членов жюри:_________________________________________

Перед началом игры звучит гуслярская музыка. На сцену выходят ученики –актеры, исполняющие роли гусляров, Кирибеевича и Ивана Грозного.

Инсценировка отрывка из поэмы Лермонтова.

1 тур. «Дела давно минувших дней…»

Приглашаются команды-знатоки произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…».

Каждый конкурс сопровождается заставкой.

Правила 1 тура (Дубинина Н.М.-техническая поддержка). Стоимость ответа, цвет вопроса, вопрос с иллюстрацией.

Вопросы 1 балл

  1. Назовите век, в котором происходят события поэмы.
  2. Что Кирибеевич попросил у царя?
  3. Какой перстень вручил царь Кирибеевичу?
  4. Куда уходила Алена Дмитриевна в тот злополучный день?
  5. Что значит эпитет в поэме «простоволосая»?
  6. Какая вещь Алены Дмитриевны оказалась у Кирибеевича?
  7. Что должны были сделать братья Калашниковы в случае его смерти?
  8. Кому  перед боем не поклонился Калашников?
  9. Что пообещал Иван Грозный братьям купца после его смерти?
  10. Какой крест поставили на могиле купца Калашникова?
  11. Сколько ударов нанесли друг другу противники в бою?
  12. Какого цвета была рубаха палача?

Вопрос 2 балла

  1. По каким атрибутам можно было узнать опричников?
  2. Что такое лобное место? Где оно находилось в 16 веке?
  3. Какие царские регалии являлись неотъемлемой частью  облачения Ивана Грозного? ( с видео)
  4. Какое преступление, по широко распространенной легенде, совершил Иван Грозный в собственной семье?

Ким К. – Представьте на минуту, что вашим отцом был бы Иван Грозный. Об этом даже страшно подумать!

               А герой ералаша такое представил. Иван Грозный в современном мире.

Просмотр видео.

Ким К. Испугались! Думаю, после просмотра этого видео многие изменят свое отношение к учебе.

Жюри подводит итоги 1 тура.  

Игра со зрителями.

Рассмотри предметы на слайде. Как они связаны с судьбой, жизнью двух великих поэтов?   

Объявление результатов 1 тура.

2 тур «Было дело под Полтавой…»

Готовятся команды знатоки «Полтавы»

Правила те же

Вопросы 1 балл

  1. Cобытия какой войны изображаются в поэме “Полтава»?
  2. Назовите имена исторических лиц, ставших прототипами главных героев поэмы.
  3. Зачем мать Марии явилась к ней ночью в дом Мазепы?
  4. Как в действительности звали дочь Кочубея:?
  5. Кем приходился Мазепа своей возлюбленной Марии?
  6. Какая участь постигла Марию?
  7. Кто такой Искра?
  8. В тексте поэмы есть такие строчки об Искре, содержащие вопрос: «Зачем он шапкой дорожит?» Этот же вопрос я адресую и вам.
  9. Какая участь постигла Кочубея и Искру:?
  10. Какое преступление совершила Мария против своих родителей?
  11. С описания чего начинается поэма?
  12. Кто потребовал казни Кочубея и Искры?

Вопрос 2 балла

  1. Как в старину назывались земельные участки, которыми владел Кочубей?
  2. Какая должность была у Мазепы на Украине?
  3. Где похоронены обезглавленные тела Искры и Кочубея?
  4. Кто из известных поэтов Англии сделал Мазепу главным героем своей поэмы «Мазепа»?

Задания 3 балла

Узнай героя поэмы!

1.Цитаты! Определите, какого героя описывают строки:

  1. Несомый верными слугами

В качалке бледен, недвижим

Страдая раной…

  1. Его луга необозримы

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами

И много у него добра

Мехов, атласа, серебра

И на виду, и под замками.

  1. Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный к тени дубравной.

Как тополь киевских высот стройна

Вокруг высокого чела, как тучи локоны чернеют

Звездой блестят глаза

Её уста как розы рдеют…

4Он стар, он удручён годами

Войной, заботами, трудами

Но чувства в нём кипят…

5…Его глаза сияют. Лик его ужасен. ( для зрителей)

Движенья быстры. Он прекрасен,

Он весь как божия гроза.

…И он промчался пред полками

Могущ и радостен, как бой.

Вопрос 4 балла

 «Тайные предметы»

Общее задание, но разные слайды у 4-ех команд.

Выбери из множества предметов на слайде тот, который сыграл роковую роль в судьбе главных героев «Полтавы». Свой ответ прокомментируй.

Жюри подводит итоги 2 тура.

Игра со зрителями.

Из разбросанных слов «собери» строчку из поэмы.

Объявление результатов 2 тура.

Инсценировка по драме «Моцарт и Сальери»

Готовятся команды – знатоки «Моцарта и Сальери»

3 тур «Нет правды на земле

Но правды нет и выше…

Напомнить учащимся правила игры.

Вопросы 1 балл

              «Mузыкальные»      вопросы  1 балл

  1. До – Догадывался ли Моцарт о замысле Сальери?
  2. Ре – Реквием? В чем особенность жанра этого музыкального произведения? Кто его автор?
  3. Ми – Мимо кого проходил на улице Моцарт и, не удержавшись, привел к себе домой?
  4. Фа – Фамилия известного драматурга, приятеля Сальери.
  5. Соль – Сольфеджио? Упоминалось ли это слово в трагедии?
  6. Ля – фигляр, гуляка, маляр – кого так называл Сальери?
  7. Си – «Сидел я на полу с моим мальчишкой…» - кто произносит эти слова?
  8. До – Доля Сальери до скончания его дней, по мнению Пушкина.

Вопросы 2 балла

Продолжи цитату (на слайдах)

Игра со зрителями

  1. В какой стране происходит действие? (Австрия)
  1. Какой художественный приём лежит в основе  в основе трагедии Пушкина? (антитеза – противопоставление)
  2. Почему пьеса относится к жанру трагедии? (в финале погибает главный герой)
  3. Какие музыкальные инструменты упоминаются  в произведении? (скрипка, орган, фортепиано).
  4. Назовите персонаж, который не произносит ни одного слова. (Нищий музыкант)
  5. Кто заказал Моцарту Реквием?

Подведение итогов. Жюри по итогам игры должны вывести главный результат. Награждение классов – победителей. 

Приложения: