Урок "Колебательное движение", 9 класс

Щедрина И.В., учитель физики12 Октября, 2015 16:40

Тема:   Колебательное движение.

Цель урока:

организовать изучение и анализ понятий колебательного движения и его характеристик, организовать анализ графиков колебательного движения;

способствовать развитию критического мышления, навыков анализа условия задачи и применения теоретических знаний для решения задач

способствовать воспитанию культуры работы в группах, формированию научного мировоззрения.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: Смешанный урок.

Оборудование:  презентация к уроку (приложение 1), звездочки, флипчарты – 5 шт, маркеры – 5 пачек, магниты, тексты для изучения величин, карточки с задачами,  листы А4 – 5 шт, карточки с диагностическим тестом – 30 шт,  листочки для ответов – 30 шт, стикеры – 30 шт, ПК, проектор.

Прогнозируемый результат: ученики выделят основные признаки колебательного движения, разберут и поймут физический смысл величин период, частота, амплитуда;  решат по 3 задачи;  определят свой уровень усвоения темы.

План урока

I. Организационный момент.

II. Усвоение новой темы:

1. Организовать постановку целей урока.

2. Организовать групповую работу по определения понятия колебательного движения.

3. Организовать изучение характеристик колебательного движения.

Выводы.

III. Закрепление  новой темы:

1. Организовать анализ и решение задач по теме.

Выводы.

2. Диагностировать понимание темы.

Выводы.

IV. Итоги урока.

         Организовать рефлексию.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент:

Деление детей на команды (ученики разделены на 5 команд с учетом индивидуальных особенностей: «молчуны» в одну группу, те, кто привык доминировать  - в другую, и т.д.)

II. Усвоение новой темы

         1. Диалог учитель - ученики

Тема сегодняшнего урока не раз воспевалась в стихах, песнях, поэмах. Прослушайте строки, скажите, о чем пойдет речь на уроке? (слайд 1-4)

- Ученики по очереди читают строчки стихотворений, остальные угадывают тему урока. Речь пойдет о колебаниях (слайд 5).

Тема урока – Колебательное движение. Это новый вид движения, который мы изучаем впервые. Как вы думаете, что мы должны сегодня о нем узнать?

- Ученики формулируют задачи урока, учитель помогает наводящими вопросами, в результате на экран выводится слайд с задачами урока (слайд 6)

         Выводы.

2. Групповая работа

         Давайте познакомимся с колебательным движением. Для этого в течение 4 минут вы должны составить  «фоторобот»  колебательного движения, выделить «особые приметы». Затем каждая команда защищает свой фоторобот. На защиту  не более 1 минуты (правила на слайде 7).

Выводы: каковы главные признаки колебательного движения?

Оцените команды и вручите «звездочку» той, которая, по вашему мнению, составила лучший фоторобот. Ученики вручают звездочку, обосновывая свой выбор – эта команда была более доказательной или понятнее, красочнее и т.п.        

                   3. ДжигСо(мозаика)

         Каждая команда получает текст (приложение 2) – часть теории колебательного движения. В течение 4-х минут команды разбирают его и готовятся к объяснению материала другим ребятам. Затем участники каждой команды рассчитываются на первый – пятый и одинаковые номера объединяются в новые команды. В новых командах каждый теоретический вопрос представлен одним человеком. И каждый ученик должен объяснить свой вопрос остальным (5 минут).

Выводы: оцените работу своих товарищей и вручите лучшему звездочку

         III. Закрепление  новой темы

                   1. Карусель (слайд 8)

         Каждая команда получает текст (приложение 3) трех задач и коллективно их решает на листе А-4 (5 минут). Затем команды обмениваются решениями и проводят формативную оценку работ друг друга (3 минуты). После возвращения работ команда может согласиться или не согласиться с оценкой, внести  изменения и затем производится самооценка - сравнение с правильными ответами на слайде 9.

         Выводы: какие ошибки были допущены, их разбор. Вручите «звездочку» тому участнику команды, который внес наибольший вклад в решение задач.

                   2. Диагностический  тест

         Каждый ученик получает тест (2 варианта) и листок для ответов (приложение 4). И в течение 5 минут решает его. Затем самопроверка по слайду 10.  Работа сдается учителю для определения уровня усвоения темы, какие вопросы еще требуют рассмотрения на следующих уроках, а какие усвоены хорошо.

         Выводы: насколько усвоена тема (можно попросить поднять руки учеников, не допустивших ошибок, допустивших 1, 2, 3 ошибки). Необходимо похвалить за хорошую работу.

IV. Итоги урока.

 Самооценка: К числу правильных ответов в тесте необходимо прибавить число полученных за урок «звездочек» и перевести свою оценку в баллы:

5 и более баллов – «5»

4 балла – «4» и т.д.

         Рефлексия (слайд 12)

С одной стороны стикера продолжи фразу (она должна выражать то, что для тебя на уроке было наиболее важным):

  • Меня удивило…, потому что…..
  • Своей работой на уроке я…, потому что…..
  • Материал урока мне был…, потому что…..
  • Могу похвалить своих одноклассников…, потому что…..
  • У меня получилось…, потому что…..
  • Я научился….  Я так думаю,  потому что…..

С другой стороны стикера запиши:

  • чем на уроке я не доволен? почему?

V. Домашнее задание (слайд 11)

§24,25 подготовить к связанному рассказу; упр 21; Ландсберг: том 3 §1-3 читать

Приложения: