Интеллектуальная игра «STEP by STEP»
Цели:
- развитие и укрепление познавательного интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;
- демонстрация красоты математики в окружающем мире, а так же тесной взаимосвязи с различными областями её применения;
- осуществление практического применения математики;
- пополнение запаса литературных и историко-научных знаний учащихся;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- продолжение знакомства с основными историческими вехами возникновения и развития науки;
- углубление знаний о судьбах великих творцов научной мысли, у которых большое математическое дарование сочетается также с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе и другим видам искусства;
- активизация эвристической деятельности учащихся на основе соревновательной игры;
- развитие логического мышления, оригинальности, способности к анализу, творческих и интеллектуальных способностей;
- развитие индивидуальных способностей учащихся;
- воспитание трудолюбия и усидчивости;.
- развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении.
Оборудование: презентация, 2 черных ящика (косметика; вода), пирамидка, коробка с карандашами, стакан воды, грамоты для награждения, сертификаты участников, призы.
Вид внеклассного мероприятия: интеллектуальная командная игра.
Правила игры.
1_ Игра состоит из трех туров по 6 вопросов в каждом. «Цена» каждого вопроса – 1 балл.
2_ В игре участвуют 3 команды (по 4 человека).
3_ Максимально допустимое время на раздумье – 1 минута.
4_ Вопросы для команд выбирают соперники.
5_ За ходом игры следит ведущий. Итоги игры подводит ведущий.
6_ Победителем игры становится команда, набравшая большее число баллов.
Состав команд:
1. Аканов Мирас; Попова Виктория; Давлетова Мария; Валижанова Карина.
2. Беспалов Никита; Мельникова Милена; Чувашов Максим; Глущенко Надежда.
3. Ерикулы Адиль; Усманова Роза; Воевода Василий; Антимонова Елизавета.
Схема игры.
1. Приветствие.
2. Знакомство с правилами игры; представление команд; знакомство с правилами поведения на игре.
3. Жеребьевка.
4. Игра: 1 тур, 2 тур, 3 тур.
5. Подведение итогов. Награждение.
Вопросы игры.
№
|
1 тур
|
вопрос
|
ответ
|
1
|
1.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.
(раздаточный материал)
|
Какими должны быть два следующих числа в последовательности: 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,… ?
|
11, 14.
|
2
|
1.2. ДЕЛИМОСТЬ.
(раздаточный материал)
|
Делится ли число 11· 21 · 31 · 41 · 51 - 1 на 10?
|
да
|
3
|
1.3. ЧИСЛА И ЦИФРЫ.
|
У каких двухзначных чисел сумма цифр равна 10? Сколько их?
|
их 9: 19, 28, 37, 46, 55, 64, 73, 82, 91.
|
4
|
1.4 ЧИСЛА И ПАМЯТНИКИ.
|
В Сиэтле есть памятник числу p, а в Будапеште – числу …
|
ноль.
|
5
|
1.5. ДРОБЬ.
|
Пчелы из сказки про Винни-Пуха и дробь 8/3 могут быть выражены этим прилагательным.
|
неправильные
|
6
|
1.6. ЧИСЛА.
(раздаточный материал)
|
Расставьте в кружочки числа от 1 до 6 так, чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны треугольника равнялась 12.
|
|
№
|
2 тур
|
вопрос
|
ответ
|
7
|
2.1. КВАДРАТЫ.
|
Сторона квадрата АВСD больше стороны квадрата RКРМ в 3 раза. Во сколько раз площадь квадрата
RКРМ меньше площади квадрата АВСD?
|
в 9 раз
|
8
|
2.2. ДВИЖЕНИЕ.
|
Все ли предложенные преобразования плоскости являются движением?
|
нет, подобие не является движением
|
9
|
2.3. «ЛИШНЯЯ» ФИГУРА.
(раздаточный материал)
|
Какая из предложенных фигур является «лишней»?
|
фигура 7
|
10
|
2.4. ДЕТСКАЯ ПИРАМИДКА.
|
Переложить кольца пирамиды, сохранив их нынешний порядок. Условия: нельзя брать в руки более 1 кольца, нельзя класть кольца большего размера на кольца меньшего.
|
Отвечает Мельникова Милена
|
11
|
2.5. КТО?
(раздаточный материал)
|
1. Составил учебник арифметики для маленьких детей.
2. Увлекался математикой, сам придумывал задачи, математические шутки.
3. Сказал: «Вдохновенье нужно в геометрии как и в поэзии».
4. Сказал «Слеп физик без математики».
|
Пушкин – 3; Толстой – 1;
Ломоносов – 4;
Лермонтов – 2.
|
12
|
2.6. КОРОБКА С КАРАНДАШАМИ.
|
В коробке 12 карандашей: 3 красных, 2 синих, остальные - зеленые. Не глядя вытащить из коробки наименьшее количество карандашей, чтобы среди них был хотя бы 1 зеленый карандаш.
|
6 карандашей
|
№
|
3 тур
|
вопрос
|
ответ
|
13
|
3.1. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.
|
Пифагор впервые назвал вселенную «космос». Это означает «украшенный мир, прекрасно устроенный». В черном ящике то, что знакомо всем, обозначается словом, однокоренным со словом «космос».
|
косметика
|
14
|
3.2. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.
|
- Её используют в системах и механизмах для нагрева и охлаждения.
- Её используют для уменьшения трения.
- Со всеми тремя его агрегатными состояниями вы довольно часто встречаетесь.
- Её называют соком жизни на земле.
|
вода
|
15
|
3.3. ЖИВОТНОЕ.
|
Кого маленькие дети называют «животное с рукой»?
|
слон
|
16
|
3.4. СЛОВА.
|
Что общего в словах
«полифония», «полином», «полиглот»?
Что означает каждое из них?
|
Ответ: «поли» - много,
полифиния – многоголосье, полиглот – человек, владеющий многими языками, полином - многочлен.
|
17
|
3.5. ПЕРЕВОД.
|
Произведение среднеазиатского астронома и математика аль-Хорезми называлось «Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала». При переводе на латынь слово «аль джебр» просто записали латинскими буквами. Что получилось?
|
«алгебра»
|
18
|
3.5. ГОСУДАРСТВО.
|
Название какого государства зашифровано в выражении a³?
|
Куба
|
19
|
ФИНАЛЬНЫЙ ВОПРОС.
|
9 баллов. Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился своей жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.
8 баллов. Самый древний этот предмет пролежал в земле 2000 лет.
7 баллов. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это впервые было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде.
6 баллов. За многие сотни лет его конструкция практически не изменилась, настолько была совершенна.
5 баллов. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума.
4 балла. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве.
3 балла. Известный писатель Ю.Олеша, автор «Трех толстяков», писал: «В бархатном ложе лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, а он неожиданно раскрывается и производит укол в руку».
2 балла. Необходим для перенесения размеров с одного чертежа на другой. Для построения равных углов.
1 балл. Этим прибором чертят круги.
|
циркуль
|