Интеллектуальная игра «STEP by STEP», 9 класс

Тушалиева А.Л., учитель математики29 Октября, 2015 12:08

Интеллектуальная игра «STEP by STEP»

Цели:

- развитие и укрепление познавательного интереса к математике, расширение кругозора учащихся, повышение уровня их математической культуры;

- демонстрация красоты математики в окружающем мире, а так же тесной взаимосвязи с различными областями её применения;

- осуществление практического применения математики;

- пополнение запаса литературных и  историко-научных знаний учащихся;

- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

- продолжение знакомства с основными историческими вехами возникновения и развития науки;

- углубление знаний о судьбах великих творцов научной мысли, у которых большое математическое дарование сочетается также с проявлением творческого интереса к поэзии, прозе и другим видам искусства;

- активизация эвристической деятельности учащихся на основе соревновательной игры;

- развитие логического мышления, оригинальности, способности к анализу, творческих и интеллектуальных способностей;

- развитие индивидуальных способностей учащихся;

- воспитание трудолюбия и усидчивости;.

- развитие коммуникационных способностей, уверенности и раскованности в общении.

Оборудование: презентация, 2 черных ящика (косметика; вода), пирамидка, коробка с карандашами, стакан воды, грамоты для награждения, сертификаты участников, призы.

Вид внеклассного мероприятия: интеллектуальная командная игра.

Правила игры.

 1_ Игра состоит из трех туров по 6 вопросов в каждом. «Цена» каждого вопроса – 1 балл.

2_ В игре участвуют 3 команды (по 4 человека).

3_ Максимально допустимое время на раздумье – 1 минута.

4_ Вопросы для команд выбирают соперники.

5_ За ходом игры следит ведущий. Итоги игры подводит ведущий.

6_ Победителем игры становится команда, набравшая большее число баллов.

Состав команд:

1. Аканов Мирас; Попова Виктория; Давлетова Мария; Валижанова Карина.

2. Беспалов Никита; Мельникова Милена; Чувашов Максим; Глущенко Надежда.

3. Ерикулы Адиль; Усманова Роза; Воевода Василий; Антимонова Елизавета.

Схема игры.

1. Приветствие.

2. Знакомство с правилами игры;  представление команд; знакомство с правилами поведения на игре.

3. Жеребьевка.

4.  Игра: 1 тур, 2 тур, 3 тур.

5. Подведение итогов. Награждение.

Вопросы игры.

1 тур

вопрос

ответ

1

1.1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

(раздаточный материал)

Какими должны быть два следующих числа в последовательности: 10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,… ?

 

11, 14.

2

1.2. ДЕЛИМОСТЬ.

(раздаточный материал)

Делится ли число 11· 21 · 31 · 41 · 51 - 1 на 10?

 

да

3

1.3. ЧИСЛА И ЦИФРЫ.

У каких двухзначных чисел сумма цифр равна 10? Сколько их?

их 9: 19, 28, 37, 46, 55, 64, 73, 82, 91.

4

1.4 ЧИСЛА И ПАМЯТНИКИ.

В Сиэтле есть памятник числу p, а в Будапеште – числу …

ноль.

5

1.5. ДРОБЬ.

Пчелы из сказки про Винни-Пуха и дробь 8/3 могут быть выражены  этим прилагательным.

неправильные

6

1.6. ЧИСЛА.

(раздаточный материал)

Расставьте в кружочки числа от 1 до 6 так, чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны треугольника равнялась 12.

 

 

2 тур

вопрос

ответ

7

2.1. КВАДРАТЫ.

Сторона квадрата АВСD больше стороны квадрата RКРМ в 3 раза. Во сколько раз площадь квадрата

RКРМ меньше площади квадрата АВСD?

в 9 раз

8

2.2. ДВИЖЕНИЕ.

Все ли предложенные преобразования плоскости являются движением?

нет, подобие не является движением

9

2.3. «ЛИШНЯЯ» ФИГУРА.

(раздаточный материал)

Какая из предложенных фигур является «лишней»?

фигура 7

10

2.4. ДЕТСКАЯ ПИРАМИДКА.

Переложить  кольца пирамиды, сохранив их нынешний порядок. Условия: нельзя брать в руки более 1 кольца, нельзя класть кольца большего размера на кольца меньшего.

Отвечает Мельникова Милена

11

2.5. КТО?

(раздаточный материал)

1. Составил учебник арифметики для маленьких детей.

2. Увлекался математикой, сам придумывал задачи, математические шутки.

3. Сказал: «Вдохновенье нужно в геометрии как и в поэзии».

4. Сказал «Слеп физик без математики».

Пушкин – 3; Толстой – 1;

Ломоносов – 4;

Лермонтов – 2.

12

2.6. КОРОБКА С КАРАНДАШАМИ.

В коробке 12 карандашей: 3 красных, 2 синих, остальные - зеленые.  Не глядя вытащить из коробки наименьшее количество карандашей, чтобы среди них был хотя бы 1 зеленый карандаш.

6 карандашей

3 тур

вопрос

ответ

13

3.1. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.

Пифагор впервые назвал вселенную «космос».  Это означает «украшенный мир, прекрасно устроенный».  В черном ящике то, что знакомо всем, обозначается словом, однокоренным со словом «космос».

косметика

14

3.2. ЧЕРНЫЙ ЯЩИК.

- Её используют в системах и механизмах для нагрева и охлаждения.

- Её используют для уменьшения трения.

- Со всеми тремя его агрегатными состояниями вы довольно часто встречаетесь.

- Её называют соком жизни на земле.

вода

15

3.3. ЖИВОТНОЕ.

Кого маленькие дети называют «животное с рукой»?

слон

16

3.4. СЛОВА.

Что общего в словах

«полифония», «полином», «полиглот»? 

Что означает каждое из них?

Ответ: «поли» - много,

полифиния – многоголосье, полиглот – человек, владеющий многими языками, полином - многочлен.

17

3.5. ПЕРЕВОД.

Произведение среднеазиатского астронома и математика аль-Хорезми называлось «Китаб мухтасар аль джебр ва-л-мукабала». При переводе на латынь слово «аль джебр» просто записали латинскими буквами. Что получилось?

«алгебра»

18

3.5. ГОСУДАРСТВО.

Название какого государства зашифровано в выражении  a³?

Куба

19

ФИНАЛЬНЫЙ ВОПРОС.

 

9 баллов.  Существует  легенда  о  греческом  изобретателе  Дедале (мастер, сделавший  крылья  Икару)  и  его  племяннике, очень  талантливом  юноше, который  придумал  гончарный  круг, первую  в  мире  пилу  и  то, что  лежит  в  этом  ящике. За  это  он  поплатился  своей  жизнью, так  как  завистливый  дядя  столкнул  его  с  высокого  городского  вала.

8 баллов.  Самый  древний  этот  предмет  пролежал  в  земле  2000  лет.

7 баллов.  Под  пеплом  Помпеи  археологи  обнаружили  много  таких  предметов, изготовленных  из  бронзы. В  нашей  стране  это  впервые  было  обнаружено  при  раскопках  в  Нижнем  Новгороде.

6 баллов.  За  многие  сотни  лет  его  конструкция  практически  не  изменилась, настолько  была  совершенна.

5 баллов. В  Древней  Греции  умение  пользоваться  этим  предметом  считалось  верхом  совершенства, а  умение  решать  задачи  с  его  помощью – признаком  высокого  положения  в  обществе  и  большого  ума.

4 балла.  Этот  предмет  незаменим  в  архитектуре  и  строительстве.

3 балла. Известный  писатель  Ю.Олеша, автор  «Трех  толстяков», писал: «В  бархатном  ложе  лежит, плотно  сжав  ноги, холодный  и  сверкающий. У  него  тяжелая  голова. Я  намереваюсь  поднять  его, а  он  неожиданно  раскрывается  и  производит  укол  в  руку».

2 балла.  Необходим  для  перенесения  размеров  с  одного  чертежа  на  другой. Для  построения  равных  углов.

1 балл.  Этим прибором чертят круги.

циркуль

 

Приложения: