Урок "Заболевания органов дыхания. Жизненная емкость легких"

Логинова А. А., учитель биологии29 Октября, 2015 11:35

Тема: «Заболевания органов дыхания. Жизненная емкость легких»

Цели и задачи:

Образовательная: Знакомство с  заболеваниями органов дыхания и жизненной емкостью легких.

Развивающая: Развитие интеллектуальных и лидерских качеств учащихся.

Воспитательная: Формирование научного мировоззрения учащихся.

Тип урока:  Комбинированный.

Методы обучения: Диалоговый, лекция.

Оборудование:  Учебник, презентация, иллюстрации внешнего вида легких, шарики для измерения объема легких.

Новые понятия, термины: жизненная емкость легких, искусственное дыхание, туберкулез, орви, бронхит.

Ход урока:
1.Организационный момент
2. Мотивация
Как только ребенок рождается, он приветствует мир громким криком. Может он так здоровается? Может и так. Но этот крик имеет и другое, очень важное значение. С первым криком расправляются легкие новорожденного, и он начинает дышать. Поэтому все окружающие с нетерпением ждут этого первого крика (слайд № 2)
Поговорка «Это нам нужно как воздух» выражает особую потребность организма в воздухе. Великий врач древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Без воздуха человек гибнет через несколько минут, лишь немногие люди могут задерживать дыхание до 6 минут. Более длительное кислородное голодание быстро приводит к смерти, т.к. в организме нет запаса кислорода для дыхания.
Еще в древности люди говорили о трех воротах смерти. Они имели в виду прекращение кровообращения, дыхания и угасание сознания. «Дыхание – это жизнь». Поэтому к своему здоровью нужно относиться внимательно
Тема нашего урока «Заболевание органов дыхания. Жизненная емкость легких»
3.Повторение изученного материала( учащиеся каждой группы отвечают у доски  на вопрос опираясь на слайд)
Вспомним строение дыхательной системы и физиологические процессы, протекающие в ней.
1. Назовите и покажите органы дыхательной системы (Слайд № 3)
2. Что происходит в носовой полости?  (слайд № 4)
3. Каково строение гортани?( Слайд № 5)
4. Каково строение трахей, бронхов?(Слайд № 6)
5. Что происходит при вдохе и выдохе?(Слайд № 7)
6. Что происходит в легких в результате газообмена?(Слайд № 8)
4. Дыхательная гимнастика

Ребята, а как правильно дышать? 
Йоги – фанатики дыхания. Они разработали целую систему дыхательной гимнастики. Они убеждены, что, умея контролировать свое дыхание можно не только излечить недуги, но и победить в себе страх, любые «низкие» эмоции. 
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдыхать не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Ныряние
Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», он «выныривает». 
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения. 
Шарик
Учитель предлагает детям представить, что они – воздушные шарики. На счёт: 1,2,3, 4 – дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают. 
Каша кипит
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз. 
Ветерок
Поднять голову вверх – вдох. Опустить голову на грудь – выдох (подул тихий ветерок).
Поднять голову вверх – вдох. Опустить и сдуть «ворсинку» (подул нежный ветерок).
Поднять голову вверх – вдох. Опустить и задуть свечи (подул сильный ветерок).
5. Изучение нового материала  (На каждую группу учащихся раздается по 3  шарика)

Давайте  попробуем надуть шарик, но  одним выдохом, после наибольшего вдоха. Посмотрите, какие размером шарики у вас получились. Так какой вывод мы можем сделать об емкости легких?? (Слайд № 9)
Ребята для сохранения нашего здоровья мало знать и выполнять дыхательные движения.. Нас окружает огромное число микроорганизмов, которые попадают в наш организм через дыхательную систему, вызывая различные заболевания. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
6. Самостоятельная работа (Каждая группа готовит плакат о своем заболевании, один учащийся выступает в защиту всей работы)
Выступления учащихся.
(Грипп (слайд №  10, 11),  бронхит (слайд № 12, 13), пневмония(слайд № 14), туберкулез(слайд № 15,16,17,18)
Но не только микроорганизмы вызывают болезни дыхательной системы. Мы часто сами наносим вред нашему организму. Как вы думаете как?
Сценка о вреде курения (учащиеся 5 класса показывают сценку)
автор: 
Цвет лица землист,
А он не старый.
В доме холод, грязь и тишина.
Дети в школе умственно отсталых
И в психиатрической жена.
Слаб и вял он, словно из мочала
Сотворен, а он при всем при этом
Человеком тоже был сначала,
Тенью человека стал потом.
Легкие: 

Мы хотим спросить вас, люди.
А вы курите зачем?
Нас полоний отравляет
Никотин нам – страшный яд,
Наши бронхи он сжигает,
Кто же в этом виноват?
По утрам ужасный кашель
Раздирает горло в кровь.
Кто же нам теперь поможет
Чтобы стать здоровым вновь?
Чтоб вдыхать нам полной грудью
Свежий чистый кислород,
Чтобы газам ядовитым
Не давать нам больше вдох 
МЕДИК: 

При курении идет сухая перегонка табака, образуется разные химические вещества, в том числе яд – никотин. Никотин на некоторое время расширяет сосуды мозга и вызывает чувство удовлетворения, человеку нравиться это ощущениеАктивное курение отнимает 8-10 лет жизни, а выкуривание в день двух пачек сигарет сокращает жизнь на 15 лет. А начинается все это тогда, когда мальчики и девочки тайком курят 1-2 сигареты в день. Поэтому сигарету можно назвать убийцей, да и вся жизнь курящего человека отравлена различными недугами и нарушениями в организме .
7. Рефлексия(Учащиеся на стикерах пишут свое мнение о уроке и прикрепляют к ватману с изображением легких)
1. Что я узнал важное для себя…
2. Знания, полученные на уроке мне...
3. Теперь я буду…
8.Домашнее задание написать памятку(буклет) «Правила гигиены дыхания» (слайд № 19)
9. Итог урока Великий римский поэт Овидий сказал: «Пока дышу, надеюсь». Действительно, человек надеемся на лучшую жизнь, на удачу, успех, а чтобы всего этого добиться он должен оставаться здоровым. Желаю вам всегда оставаться здоровыми и жизнерадостными. Помните все то, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке, и берегите свое здоровье.

Приложения: