Урок "Строение и гигиена зубов", 8 класс

Пандикова Л. А., учитель биологии29 Октября, 2015 11:24

Тема урока по биологии в   8  классе:  «Строение и гигиена зубов».

Цель:  При изучении новой темы сформировать знания о строении зубов, сформировать гигиенические навыки  по  профилактике заболеваний полости рта.

Задачи:

1.     Образовательная:  Изучить внешнее и внутреннее строение зубов, функции и стадии развития  зубов.

2.     Развивающая: Развивать навыки изучения явлений в сравнительном плане, использовании схем,  рисунков, тестов. Активизировать мыслительные способности, работая на интерактивной доске. Развитие самостоятельности в изучении и закреплении нового материала с использованием интерактивных методов изучения.

3.     Воспитательная: Воспитание  гигиенических навыков по уходу за зубами и полостью рта.

 Оборудование: Интерактивная доска. Разработанный компьютерный урок по данной теме. Видео: « Брекеты».  Раздаточный материал (рабочие листы для учащихся). Телевизор и видеосюжет из фильма «Пищеварительная система». Буклеты: «Зубы», «Гигиена зубов», «Интересные факты о зубах» ( индивидуальная работа учащихся, получивших опережающее задание).

Таблицы: « Пищеварительная система», «Зубы».

Тип урока: Комбинированный.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент:

Объявление целей и задач урока, порядок работы на уроке, раздача учащимся рабочих листов. Запись домашнего задания.

2/3 урока проводиться в послайдовом режиме. В ходе урока учащиеся сразу закрепляют новый материал: выполняют полученные задания, работают в рабочих листах, отвечают на вопросы и решают кроссворд.

2. Проверка усвоения предыдущей темы.  (Слайды: 1,2,3,4,5,6).

Слайд № 1: Дайте ответы на вопросы:

  1. Где происходит синтез АТФ?
  2. Какое количество воды необходимо человеку в сутки?
  3. Какова суточная потребность солей?
  4. Каково значение ферментов?
  5. Каково значение витаминов?
  6. Какие две основные  функции выполняют питательные вещества?
  7. Индивидуальный ответ у доски по таблице: «Пищеварительная система»

Слайд № 2: Используя схему «Метаболизм», расскажите об обмене веществ

и энергии.

Слайд № 3: « Кроссворд»

(для проверки ответов, нажимаются кнопки с вопросами)

Слайд № 4: Какие продукты  являются конечными при распаде  белков,

 жиров и углеводов?

Слайд №5: Найди лишнее слово

( при правильном варианте ответа открывается вся строка)

Слайд № 6: Каковы функции  четырех органов пищеварения? Найти

  варианты ответов в колонках и соединить ручкой правильные ответы.

3. Изучение нового материала. ( Слайды: 7, 8, 9, 10)

Весь урок разбит на блоки:

Слайд №7: Тема урока и определение: Зубы – костные образования,

 расположенные в ротовой полости   и служащие для захватывания,

удержания и пережевывания пищи, принимают участие в звукообразовании.

 У человека всего 32 постоянных зуба

  1. Просмотр  по телевизору видеосюжета: «Зубы»

(учащиеся самостоятельно определяют цель урока)

Слайд № 8:  Учащиеся анализируют слайд и отвечают на вопрос:

- Как вы понимаете высказывание: «Глаза – это зеркало души,

а полость рта прогноз здоровья!»?

Слайд №9: Объяснение учителем новой темы по таблице: «Зубы»:

  1. Молочные и постоянные зубы.
  2. Внешнее строение зубов.
  3. Внутреннее строение зубов.
  4. Деление зубов по функциям.
  5. Особенности строения резцов, клыков, премоляров и моляров.
  6. Заболевания, поражающие разные части зубов.

Учащиеся слушают объяснение учителя и вписывают ответы на вопросы в рабочих листах:

  1. В каком возрасте появляются первые молочные зубы?
  2. Сколько всего молочных зубов?
  3. Когда начинают прорезываться постоянные зубы?
  4. Сколько всего постоянных зубов?
  5. Сколько корней у резцов?
  6. Сколько корней у клыков?
  7. Сколько корней у премоляров  (малых коренных зубах)?
  8. Сколько корней у моляров (больших коренных зубах) на нижней челюсти

  9.  Сколько корней у моляров  на верхней челюсти?

  10.  Самая прочная ткань зуба?

Слайд №10: Профилактика заболеваний полости рта.

Ученик, получивший опережающее задание рассказывает  о правилах

 по уходу за зубами, с целью профилактики заболеваний полости рта

 и нарушений метаболизма в организме.

      - Итак,  здоровые зубы -  это показатель здоровья всего организма!

Но зубы должны быть не только здоровыми, но и красивыми. Хорошо, если вам от природы достались ровные, белые зубки. Но если  выросли зубы кривые, то не отчаивайтесь, дело поправимое. Вашему вниманию видеосюжет: « Брекеты».

       - А сейчас рекламная пауза!  Предлагается сценка: «Реклама зубной пасты», подготовленная учащимися, получившими опережающее задание

Сценка.

Действующие лица:

  1. Корреспондент.
  2. Врач стоматолог в белом халате.
  3. Ученик с «больными зубами».

ОПЫТ: Требуется:  два яйца,  сваренных в крутую.  Одно яйцо должно быть целым,  а с другого на половину снята скорлупа. Чаша для опыта.

Корреспондент -       « Я в последний раз  спрашиваю.

                                     Вы согласны поменять свою зубную пасту

                                     « Blend-a-met» на две другие?

Врач стоматолог -     Нет! Нет! Что вы?

                                   Я не хочу рисковать своей белоснежной улыбкой.

Корреспондент – Мы  Вам,  ребята,  эксперимент свой покажем.

                               Возьмем яйцо и половинку намажем пастой зубной

                               И опустим в раствор с кислотой.

                               И что же с яйцом? Вынимаем его –

                               С одной стороны нет ничего, -

                               С другой стороны скорлупка цела.

                               Зубная паста ее сберегла.

Ученик- (щека перебинтована платком, держится за щеку с больным зубом)

                             -     Кто не чистит зубы пастой,

                                  Тот не может улыбкой  похвастать

Врач стоматолог –  Вместо того чтоб с друзьями гулять,

                                   Идет в поликлинику зубы вставлять.

 ( показывает рукой на ученика с  больными зубами).

Все вместе: – Заявляем мы вам  дружно – пастой зубы чистить нужно!

         -  БУКЛЕТ: «Интересные факты о зубах» - сообщение ученика, получившего опережающее задание.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

  1. Задание выполняется на рабочих листках:

«Найди пару»

  1. Самая прочная ткань в теле человека

А) Трещины в эмали

  1. Заболевание, поражающее эмаль и

 дентин зуба

Б) Зубы мудрости

  1. Часто встречающееся заболевание полости

 рта при нарушении обмена веществ

В) Коронка

  1. Какие постоянные зубы вырастают первыми?

Г) Цемент

  1. Какими зубами пережевывается пища?

Д) Пульпит

  1. Как называется заболевание, поражающее

пульпу зуба?

Е) Моляры

  1. Какая ткань окружает корень зуба?

Ж) Резцы

  1. Как называется часть зуба,

возвышающаяся над десной?

З) Пародонтоз

  1. Какие зубы считаются рудиментарными?

И) Кариес

  1.  К чему может привести резкая

 смена холодной и горячей пищи?

К) Эмаль

  1. Слайд № 11: Анимация «ПАЗЛЫ»
  2. Слайд № 12:  Анимация «Найди лишнее слово»

4. В конце урока, для закрепления материала проводится тест-обучалка.

Тест-обучалка  состоит из вопросов и пяти вариантов ответа, что соответствует современным требования ЕНТ. Каждый правильный ответ осуществляет переход к следующему вопросу, а неправильный возвращает к первому. Такой метод закрепления материала дает 100% усвоения урока.

Подведение итогов урока.

Каждый блок имеет теоретический материал, и материал для закрепления, рабочий лист). Подача урока в таком виде, облегчает усвоение нового материала, и легко воспринимается учащимися.

       Проведение такого  урока, позволяет  активизировать работу учащихся на уроке,   вызвать интерес к предмету, так как используется не только доступный и интересный материал, связь с жизнью, но и много игровых моментов.

Приложения: