Урок "Путешествие по Китаю"

Дорошенко Л.В., учитель географии3 Октября, 2011 13:11
Тема урока: "Путешествие по Китаю"

Цель: Создать образ страны - соседа.

Образовательная: сформировать представление о ЭГП, природе и населении Китая; на конкретных примерах показать специфику и эстетический вкус китайцев, их любовь к традициям, формирующихся на протяжении нескольких столетий.

Развивающая: расширить географические знания и кругозор школьников; продолжить формирование умений работать с различными источниками географической информации.

Воспитывающая: стимулировать эмоционально- ценностное отношение к миру и культуре других стран посредством фактического, информационного, иллюстративного материала, творческих ситуаций.

Оборудование: Карты : « Физическая карта Китая»  Презентация « Китай»

 Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

Тема нашего  урока – «Путешествие   в Китай»

 

 

 

Китай… древняя и немного загадочная страна, соединившая в себе старое и новое, древность и современность,   порой мешающее идти вперед. Все это пришло в движение сегодня, и создало атмосферу перемен, которую все мы наблюдаем.

В. Как вы думаете, почему именно Китай из стран Азии, заслуживает столь пристального внимания?

О. – страна является нашим  восточным  соседом.

    – мощное развитие промышленности, особенно наукоемких отраслей.

  – освоение космоса и разработки ядерного оружия.

  – по прогнозам в  у Китай выйдет на 1 место по объему ВВП обогнав США и Японию.

Вывод: Соседство важный фактор географического положения и от того «кто» тебя окружает, во многом зависит политическое, социально- экономическое и культурное развитие страны.

 Поэтому, цель нашего урока создать образ страны – соседа , познакомится с его достопримечательностями, культурой, традициями. 

Китайская мудрость гласит:

Всмотритесь  в привычное-

И вы увидите неожиданное,

Всмотритесь в некрасивое –

И вы увидите красивое,

Всмотритесь в простое-

И вы увидите сложное,

Всмотритесь в малое –

И вы увидите великое!»

С этой Великой страной нам предстоит познакомится

Слайд 1-, 2-3

 

Визитная карточка страны

 

Найдите слова, которые имеют отношения к Китаю ( порох, бумага, чай, сейсмограф)

Какие еще слова можно добавить? ( шелк, компас, роспись по шелку, с оставление пано)

 

Слайд 6.-7

 

Знакомство с Китаем с общими  сведениями 

и краткой исторической справкой.

Характеристика  великих достижений  Китая,

 

 бумага               105 год    

порох  X в. ( «хо» -огонь, «яо» - лекарство)   

 

 компас в III в. до н.э.,  Стрелкой компаса служил магнитный железняк, отшлифованный в виде ложки, которая выпуклой частью касалась поверхности медной пластинки

 

 

фарфор                 III в н.э.

 Понятие фарфор»впервые появилось в китайском словаре в III в н.э.

 Древнейшим центром является Цзиндэчжень

Сейсмограф

Медицине Китая более

4 тыс. лет

Самый древний каталог звезд -350 г до н.э.

  • Китай –страна древней музыкальной культуры ( в  I в.до н.э. было известно 80 музыкальных инструментов)
  • Прикладное искусство включает в себя резьбу по нефриту, кости, дереву, бамбуку, рогу, фарфору, черепице, янтарю
  • Красочными являются китайские панно –из перьев, шелка, бархата, злаковых стеблей
  • Популярно изготовление плетеных изделий

А теперь  еще несколько штрихов к портрету самой загадочной страны мира.

Впервые при империи Цинь в 3 веке до н.э. китайцы стали называть себя "цинь",  " ", немцы-"хина", англичане-"чайна", французы-"шин", итальянцы-"цна".

 Империя Цинь рухнула, и в 3 веке возникла империя Хань, с того времени самоназвание китайцев - ……(хань). Русское название "Китай" возникло от монголоязычного кочевого народа "кидань".

 

Познакомится  с этой загадочной страной   нам помогут представители  Китайской стороны, которые расскажут о самых  главных  достопримечательностях   

 

Слайд

 

(Выступление ученика)

Туризм. Рост туризма начался с 1978 г., когда китайское правительство объявило, что Китай открыт для туристов. С 1991 г. по настоящее время происходит ежегодный стабильный прирост туристов, достигающий 15-18%. По числу посетителей Китай занимает 3-е место после Франции (60 млн) и США (48 млн )

Наиболее привлекательные экскурсионные маршруты:

 

Великая Китайская стена

Однажды душа спящего императора  Цинь  Ши – хуанди взлетела на Луну и оттуда посмотрела на землю. С заоблачных высот Китайская империя показалась ей маленькой точкой, и сжалась тогда душа при виде беззащитности «Поднебесной». Вот тогда-то и родилась у императора мысль соорудить стену, которая окружила бы всю империю и сделала бы ее «единой семьей», спрятала бы от жестоких варваров. Так легенда объясняла причину строительства Великой китайской стены, которую считают наиболее изумительным произведением рук человеческих

Спускаясь в долины, поднимаясь в горы, стена протянулась более чем на шесть тысяч километров. Ровно столько по легенде проскакал мифический крылатый конь Цинь Шихуанди за один день. Там, где копыта коня касались земли, возникали сторожевые башни. На самом деле расстояние между башнями имеет строго вымеренное расстояние: два полета стрелы, выпущенной из лука. Это сделано специально, чтобы любой участок крепостной стены мог спокойно простреливаться обороняющимися. Через каждые 20 км ставились гарнизонные башни. Еще на стене было множество сигнальных башен. В момент опасности на них зажигались предупредительные огни.                               Высота стены в некоторых местах достигала десяти метров, а ширина вполне позволяла проехать повозке и нескольким конным всадникам в шеренге

О стене сами китайцы говорят : «извивается подобно дракону», следуя направлению горных хребтов, речных долин и ущелий. На протяжении столетий Великая китайская стена защищала страну от неспокойных северных соседей. Строительные работы начинались с возведения башен, а их насчитывалось 25 000. Неодинаковые по размеру, они строились из разного материала, но каждая представляла собой внушительную пирамиду шириной и высотой12 метров. Друг от друга их отделяло расстояние в «два полета стрелы», а соединялись они толстой отвесной стеной, высота которой7 метров. Общая протяженность стены:2710 км. Сейчас сторожевая система охраны стены стала разрушаться, но зато стала возрастать ее роль как памятника прошлого, символа китайской  цивилизации

 

Опережающее задание

 Слайд 13-20

 

Императорский дворец (Palace Museum)

 

г.Пекин, включен в список ЮНЕСКО в 1987 году

Императорский дворец

Находится в самом сердце Пекина, известен также как Запретный город, т.к. на протяжении 500 лет его истории здесь мог жить только император и его семья, а придворные, чиновники и все остальные жили за его стенами, и до 1925 года простым смертным вход сюда был запрещен

. Построен в 1406-1420 гг., резиденция 24 китайских императоров.

Общая площадь в 720 тыс. кв.м делает Запретный город самым крупным дворцовым комплексом в мире, в нем 9999 комнат. Он окружен стеной длиной 3400 м и рвом с водой, который называется "Золотая вода".

Комплекс разделен на Внутренний дворец и Внешний дворец. Основные помещения Внешнего дворца, где император выполнял свои государственные функции - зал Верховной гармонии, Полной гармонии и Сохранения гармонии. Во Внутреннем дворце находились жилые помещения, где жили, играли, поклонялись Богам император, императрицы, наложницы, принцы и принцессы. Основные помещения этой части Запретного города - залы Небесной чистоты, Объединения и мира, Земного спокойствия. Здесь же находятся три императорских сада - Долголетия, Доброты и Спокойствия и Императорский сад

 

Терракотовая армия

 Это захоронение по крайней мере 8099 полноразмерных  терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей, обнаруженное рядом с гробницей китайского императора Цинь  Ши  Хуанди, недалеко от города Сиань в 1974г.

Терракотовая армия представляет собой наглядную иллюстрацию  былого величия  императорской армии: впереди  стоят 210 лучников, за ними- воины с алебардами и копьями, а также 35 запряженных конями боевых колесниц. Все лучники. Всадники и пехотинцы смотрят на восток- именно там находилось шесть царств, подчиненных Ши Хуанди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Географическое положение

  

Столица-Пекин

Форма АТД- унитарное государство

Форма правления- Республика

Количество провинций автономных районов  и городов центрального  назначения

Денежная  единица-

 Законодательный орган- Всекитайское народное собрание

Государственный язык- китайский ( хань)

Год образования КНР  1октября 1949г

 

2 ряд

Площадь страны-

В какой части Зарубежной Азии находится-

Пограничные государства- Казахстан, Киргизия, Россия, Монголия, Северная Корея, Пакистан, Таджикистан, Афганистан, Индия, Мьянма, Вьетнам, Непал, Бутан, Лаос

( 14 государств)  и 6 по морю Корея, Япония, Филиппины,  Бруней, Малайзия, Индонезия

 

 

Уровень экономического развития стран соседей-

Какими морями омывается-

 

 

3 ряд

Дать оценку географического положения страны указать + и –

 

  1. Имеет выход в  моря  Тихого океана  ( позволяет развивать морской транспорт и экономические связи с другими странами)
  2. Граничит со многими странами  ( экономические  свободные зоны для торговли 13 , 32  зоны техно- экономического освоения, и 52 зоны освоения высоких технологий гос. Значения)
  3. Большая  площадь ( возможности освоения и использования)

_

  1. Удалена от высокоразвитых стран ( кроме Японии)
  2. Граничит со странами с переходной экономикой или развивающими
  3. Большая площадь территории
  4. Транспортная сеть развита больше на востоке страны ( остальная территория  трудно доступна для освоения и

 

Слайд 21-39

Работа по рядам.

Дают характеристику учащиеся

 

Природные условия и ресурсы

30 % территории  находится ниже 1000 м над уровнем моря.

 

 Задание: Из текста выбрать предложения характеризующие особенности природных условий и ресурсов страны.

  1.  Туранскаяа равнина располагается н а   Востоке страны .
  2. На Западе  страны располагается хребет Заилийский Алатау  и Киргизкий хребет.
  3. На юго- западе расположено нагорье Тибет,  окруженное  со всех сторон горными системами Гималаев, Каракорум , Нань-Шань.
  4. На северо- востоке располагается  Большой  и М. Хинган, к югу  от него находится  Лёсовидное плато и Великая Китайская равнина.
  5. Главные реки: Амур, Сырдарья, Амударья
  6.  Страна располагается в умеренном, субтропическом и субэкваториальном поясе
  7.  На западе территории находятся   экваториальные леса.
  8. На востоке страны климат    муссонный с частыми тайфунами
  9. Плодородные земли  сероземы и серо- бурые располагаются  на Великой Китайской  равнине.
  10. Недра Китая очень богаты запасами угля, железных руд, олова, марганца,
  11. Основные полезные ископаемые сосредоточены  востоке  страны.
  12. На территории Китая  имеются пустыни:   Каракумы и Кузылкумы
  13. Китай обладает самым большим в мире потенциалом гидроэнергии
  14. Пашни в Китае занимают только 10%, на востоке страны

 

 Вывод

  • Природные условия и ресурсы очень разнообразны.
  •    Восточная часть Китая наиболее благоприятна для развития экономики страны.
  • Страна обладает богатыми запасами различных полезных ископаемых

 

Работа по карте. Основные формы рельефа и природные условия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя- краткое обобщение

 Сделать вывод

 

  •  Что обозначают эти цифры и слова.
  • 1314 млн. – численность населения
  •  67, 69 лет – продолжительность жизни
  •  56 – количество национальностей
  •  91% - % представителей титульной нации
  •  60 % - % -занято в сельском и лесном хозяйстве
  •  45% - уровень урбанизации
  • Ханьцы – титульная нация
  •  Чжуаны – малочисленные народы
  •  Лобанцы – самый малочисленный народ
  •  Мандарин- самый распространенный диалект в Китае
  •  Конфуцианство- самая распространенная религия.

Дополнительный материал   о  большой численности населения страны

 

Пути решения демографической проблемы

  1. проведение демографической политики с 1978 года, девиз: «одна семья – один ребенок», «народ без братьев и сестер». 
  2. разрешены аборты и стерилизация.
  3. возраст вступления в брак мужчины 22 года, женщины 20 лет (запрещено создавать семьи студентам).
  4. система материального поощрения и наказания (1 ребенок – материальные льготы, получение жилья и место в садике; 2 ребенок – штраф 1500 юаней)

    

Китайская иероглифическая письменность насчитывает ….(50 тысяч знаков), ученик ,оканчивающий начальную школу должен знать…(3,5 тысячи знаков).

Население:

 

  • В языке 7 основных диалектов
  • Единая иероглифическая письменность – «путунхуа» («общепонятный язык»)
  • Количество чёрточек в иероглифе может доходить до 30
  • Каждый иероглиф произносится определённым тоном
  •  ( «ма» - мама; конопля; лошадь; ругать)

Работа по учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

 

 беседа

 

 Традиции

Чаепитие Традиции чаепития в Китае

 

Страна, в которой чай пьют уже никак не меньше четырех тысяч лет, по праву гордится обилием и разнообразием традиций, связанных с этим напитком. Чаем угощают гостя, пришедшего в дом - есть специальный ритуал "поднесение чая гостям", чай обязательно присутствует на официальных приемах и деловых встречах.

Но ошибется тот, кто решит, что чай всегда был таким, как мы знаем его теперь: в течение тысячелетий китайцы экспериментировали с различными способами обработки и заваривания чайного листа.

  • Поначалу свежие чайные листья просто варили. В историческом трактате "История династии Цзинь" сказано: "Жители царства  варят чайные листья и называют это "ароматной кашей".
  • Затем был изобретен более сложный метод обработки: листья прожаривались до коричневого цвета и растирали в муку. Это чай уже не кипятили, а заваривали кипятком - так же, как мы теперь. Чуть позже появился плиточный чай, который получали, превращая чайные листья в тесто и высушивая его.
  • Но наибольшей изысканности чайная церемония достигла, когда в обычай вошло так называемое "сравнение чаев" - игра, в которой листовой чай, размолотый в пыль, заливали кипятком и взбивали так, чтобы он дал красивую белую пену. Выигравшим соревнование считался тот, у кого пена продержалась дольше. 

И только в времена династии Мин, в конце XIV века высшие слои китайского общества переходят к потреблению листового чая в его современном виде

 

Богатство чайных традиций сохраняется и приумножается в современном Китае. Чай здесь - не просто напиток, а распространенный стиль жизни. Здесь каждый разбирается в чае и ценит возможность попробовать один из действительно знаменитых сортов. Недаром, крылатой стала фраза поэта Су Ши: "Всегда прекрасный чай был так же желанен, как красавица".

  1. кухня

Выступление ученика

 

Праздники

Праздник фонарей  15 января.

 В течении 5 дней фонариками обвешивают все дома и носили  по улицам. Накануне  и в дни праздника люди любуются различными фонариками. Они по приданию китайцев воплощают силу света, разгоняют злых духов, и служат украшением новогодних торжеств.

 

Праздник фонарей отмечается в честь солнца. Они чевствуют Солнце- как неиссякаемый источник жизни

 

 Символ- дракон.

Древнее придание гласит- что в эпоху правления  династии Ся до нее существовал род , называемый « лун»- дракон.

Это означает, что культура династии Ся была тесно связана с эмблемой дракона. Обнаруженные раскопки 1984г археологами  в крупных могилах того времени керамические блюда с цветным орнаментом в виде дракона служили обрядными предметами.

 Для китайцев- дракон- в большинстве существо- благодетель, посылающий людям дары в виде дождя.

Наблюдая  в небе испарение воды, где она принимала форму облака , китаец воспринимал в огромного дракона, А когда поглощенная влага спускалась на землю в виде дождя, это  воспринималось как дар излившихся драконов.

 

Рассказ учителя

 

 

 Кухня

: Рис – самое распространенное и самое любимое блюдо. Приготовление риса имеет свои особенности. Очищенный рис варят не в воде, а на пару: наполненные рисом бамбуковое решето ставят на горшок с  водой и кипятят на огне.

Пекинская утка:

Утку жарят только на фруктовых деревьях, приобретает определенный аромат. Жарят в специальных печах. Горячую утку режут на кусочки вместе с поджаренной корочкой. Кусочки мяса  кладут на тонкие блинчики, поливают густым, сладким соусом, заправляют нарезанным луком.

« Бой дракона с тигром»

Такие блюда состоят из мяса змеи, которая олицетворяет дракона , и мяса кошки, которая олицетворяет тигра. Готовят также змеиный бульон с  лепестками хризантем и ломтиками лимона, жаренную змею с ветчиной и креветками.

 

Широко  употребляются куриные и утиные яйца.

Для приготовления некоторых холодных закусок используют утиные яйца, которые консервируют особым способом.. Их обмазывают   смесью золы и с известью, солью, содой и выдерживают в течении 20-100 дней в чанах или земле. В результате такой выдержки белок приобретает коричневый цвет, а желток- зеленый. Яйца становятся своеобразными на вкус.

 

 Слайд 45-53

 

 Праздники

Праздник фонарей  15 января.

 В течении 5 дней фонариками обвешивают все дома и носили  по улицам. Накануне  и в дни праздника люди любуются различными фонариками. Они по приданию китайцев воплощают силу света, разгоняют злых духов, и служат украшением новогодних торжеств.

 

 Символ- дракон.

Древнее придание гласит- что в эпоху правления  династии Ся до нее существовал род , называемый « лун»- дракон. Это означает, что культура династии Ся была тесно связана с эмблемой дракона. Обнаруженные раскопки 1984г археологами  в крупных могилах того времени керамические блюда с цветным орнаментом в виде дракона служили обрядными предметами.

 Для китайцев- дракон- в большинстве существо- благодетель, посылающий людям дары в виде дождя.

Наблюдая  в небе испарение воды, где она принимала форму облака , китаец воспринимал в огромного дракона, А когда поглощенная влага спускалась на землю в виде дождя, это  воспринималось как дар излившихся драконов.

 

 

 

 

  1. Заключение.

Вот на этом наше первое знакомство с Китаем заканчивается. Я думаю, что вы узнали для себя много нового и интересного, а также полезного, что может пригодиться вам в жизни. И в заключении я предлагаю ответить на блиц вопросы.

1 уровень.

1)      В бассейне, какой реки возникло Китайское государство?

2)      Какие важные изобретения подарили человечеству китайцы?

3)      В каком году возникла КНР?

4)      Какой климат преобладает на территории Китая?

5)      Назовите денежные единицы Китая.

6)      Родиной, какого напитка является Китай?

7)      По каким демографическим показателям Китай мировой лидер?

 

 

 

Подчеркнуть неверное утверждение в предложении:

 

  1. Китай граничит с Россией, Монголией, Таиландом, Казахстаном, Турцией.
  2.     На территории Китая расположены : пустыня Такла- Макан, Заилийский Алатау, горы Каракорум, Каракумы.
  3.   Большая часть страны занята низменностями и равнинами.
  4. Китай - однонациональное государство
  5.    Климат на востоке муссонный.
  6. Наиболее обеспеченная полезными ископаемыми западная часть

 

 

Слайд 55-58

 

Назови объекты по карте

  1. А- Монголия
  2. Б- Казахстан
  3. В- Индия
  4. Г- Непал
  5. Д- Бутан
  6. Е- Лаос
  7. Ж- Вьетнам

 Города

  1. 1. Тяньцзин
  2. 2.Шанхай
  3. 3. Ухань
  4. 1 остров- Тайвань
  5. Моря: Желтое
  6. Восточно-Китайское море

 

 

 

 

Дома §25

 

Задание №1. Топонимический словарь.

Используя следующий топонимический словарик, расшифруйте названия, некоторых провинций Китая:

«Бэй» - север, «нань» - юг, «дун» - восток, «си» - запад, «шань» - гора, «юань» и «нин» - равнина, «хэ» и «цзян» - река, «ху» - озеро, «юнь» - облако.

Синьцзян, Юньнань, Хэнань,  Шаньдун, Хэбэй)

 

(Синьцзян – западная река, Юньнань – южное облако, Хэнань – южная река или территроия к югу от Хуанхэ, Шаньдун, гора на востоке, Хэбэй – северная равнина или территроия к северу от реки (Хуанхэ)).

Приложения: